События: ,

24 вселенные в одном пространстве

30 октября 2015

Участники выставки

В первый день второго месяца золотого времени года члены фотообъединения Самарской областной организации Союза журналистов России пригласили на свою итоговую выставку. В этом году они решили не скромничать и смело назвали ее «24 вселенные».

Свои вселенные – результаты наблюдений за восемью объектами, самостоятельно отобранными, – 24 фотографа разместили в галерее «Новое пространство». Все желающие получили возможность понаблюдать за творцами каждой из вселенной. Шесть объектов вселенной – восемь фотографий представляли автора: жанровую и тематическую специфику его творчества, особенности отношения к технологии создания фотообраза, оригинальность стиля. Каждую вселенную презентовала визитка: кто-то из фотографов серьезно объяснял выбор темы и жанра, кто-то рассказывал о пути в фотографию, кто-то иронизировал над собой и своим творчеством. А в целом созданные вербальными и невербальными средствами «автопортреты» убеждали, что фотообъединение – это большой коллектив талантливых личностей, творческого потенциала которых хватило на создание 24 оригинальных вселенных.

Главная сложность – размещение вселенных в пространстве галереи. Эта нелегкая работа легла на плечи Валерия Афанасьева. Благодаря его стараниям перемещение от стены к стене было не только увлекательным, но и провоцировало на размышления, на творчество и даже на игру. Например, мне захотелось придумать вселенным названия.

В коллекции «Начало начал» Полины Поповой темные и по цветовому решению, и по выбору объектов для съемки фотографии представляли вселенную неуютного самарского быта. Социальная острота взгляда и неравнодушное отношение к родному городу вызвали уважение.

С другой стороны на самарскую жизнь посмотрел Вениамин Крайнов, создав вселенную встреч. Его «Городские мотивы» – пример того, насколько тонок и внимателен взгляд профессионала.

Продолжила тему Мария Пырьева: в ее вселенной влюбленных изображения пар разного возраста создают ощущение бесконечности темы человеческих отношений и демонстрируют стремление фотографа не просто остановить прекрасные мгновения, но и продлить их, хотя бы в эмоциях зрителя.

Денис Тюленев – по его собственному определению, видеограф, тоже создал вселенную города. Но она другая: в ней какой-то необыкновенный покой и запечатленная в фотообразе торжественность момента.

Особый взгляд на современный мегаполис можно обнаружить во вселенной теней Елены Демидовой. Причудливые геометрические фигуры, образованные светом и тенью на разных городских объектах, пойманы в объектив камеры.

Марина Кейлина создала вселенную детства и очень удачно назвала ее «Беззаботной геометрией». Разные фигуры обнаружены там, где играют и радуются жизни дети. Казалось, что автор не снимал детей, а пытался понять себя с помощью фотокамеры и игры в геометрию.

Курочкин Сергей_Влюбленные

Поиграл со зрителями и Сергей Курочкин. В визитке он процитировал Уильяма Сарояна: «Из всего, что не изменяется, самое неизменное – город, в которым ты впервые увидел свет». А на фотографиях представил вселенную движения, убедительно доказав, что творческий человек способен изменить даже самые неизменяемые вещи.

Ирина Воронкова знакомила со вселенной циркового закулисья: взволнованный взгляд клоуна из-за занавеса; животные, ожидающие в тесной клетке своего триумфа на сцене. «Истина всегда в уголке глаз». Вот и гоняется Ирина за этой истиной, а потом предлагает зрителю ответить на вопрос, сумела она поймать ее или нет.

Вселенную взгляда Екатерина Афанасьева создала с помощью анималистки, уже в названии – «Космос рядом» – подчеркнув бесконечность и этой темы, и способов ее воплощения.

Путешествие по вселенным самарских фотографов позволяло без трудностей, связанных в реальности с плохими дорогами, отсутствием нормальной логистики и пробками, перемещаться из городской суеты на просторы природы. Николай Федорин, инициатор экологического фотопроекта «Среда обитания», на этот раз создал вселенную контраста, продемонстрировав удивительные возможности цветового решения композиции и оригинальность сюжетов.

Огромную вселенную маленьких насекомых можно было обнаружить в коллекции Олега Кирюшкина: фотоснимки по композиции и технике исполнения больше напоминают картины, наверное, поэтому они так гармонично смотрелись в галерее.

Шерман Владислав

Опытный фотохудожник Владислав Шерман объединил пейзажи во вселенную перспективы. Его работы – мастерски выполненные наглядные пособия, объясняющие сформулированные автором требования: «Самое ценное – лаконичность, свет, точность композиции».

Действительно, работы наиболее авторитетных самарских фотографов привлекали мастерством исполнения. Итоговая выставка – это и своеобразный мастер-класс для желающих научиться создавать такие же качественные снимки. Например, автору вселенной точности Валерию Афанасьеву удалось на весьма конкретной теме – «Велоспорт» – показать филигранность процесса превращения репортажной фотографии в великолепный постер.

Юрий Стрелец предложил ракурсные фотографии, чтобы мы могли восхититься вселенной одного приема и долго рассматривать узоры синхронного плавания.

Загадочны секреты мастерства Николая Цветкова, работы которого представляют собой вселенную воздуха и убедительно доказывают, что «пейзажная фотография – это чувства, эмоции, настроения». Поэтому и вселенная удивительного, созданная Павлом Бурочкиным, вызывала сильные эмоции, радовала многообразием причудливых сочетаний.

Пристального изучения требовали фотографии известного самарского фотографа Владимира Привалова, подарившего зрителям не только изображения каменного города, но и свою оригинальную вселенную чуда. Камни и корни на его картинах-фотографиях превращаются в космические объекты.

Юрий Чикин разместил на шести лирических по настроению снимках целую вселенную стихии, усилив их поэтичность стихотворными строчками про одиночество. На диалоге с нами основана и вселенная загадки Кристины Сырчиковой. Она назвала коллекцию «Отчуждение», но ни о какой отстраненности фотографа речи не идет: это как раз погружение в мир, полный загадок, и щедрое дарение этого мира зрителю.

Напомнил о беспредельности черно-белой вселенной видеограф Андрей Ларионов, отобравший для итоговой выставки пейзажи и портреты. С задачей показать востребованность, актуальность и потенциал нецветной фотографии в век цифрового буйства красок самарский фотограф успешно справился.

Дмитрий Недыхалов творчески подошел как к отбору снимков, так и к написанию визитки: юмор, намеренная алогичность и неточная парцелляция создавали портрет свободного художника. А с помощью восьми таких разных изображений одной модели сумел организовать вселенную «Ангелина», проиллюстрировав свое же утверждение: «Хороший фотограф отличается от плохого». Исключительно хороших самарских фотографов превратил во вселенную друзей Георгий Майоров, объяснив свой выбор так: «Лучшие модели – друзья».

Возле вселенной азарта Натальи Шинкевич кричали и поражали красотой соколы, охотничий талант которых уже зафиксировал фотограф. Живые модели словно приглашали сфотографироваться, а Наталья не волновалась: ее вселенную, как и вселенные других авторов, невозможно клонировать.

Но все же помня об опасности повторений, молодой фотограф Николай Муханов создал вселенную эксперимента, объединив две серии: «Беги, кролик, беги» и «Готовить/Жарить автора». Описывать эти фотоснимки – неблагодарное дело. Их надо смотреть и при этом проверять себя: знаю ли, чей портрет Николай положил в сковороду.

Эта выставка требует внимания и времени на изучение 24 вселенных. Самарские фотографы заставили удивляться, переживать, думать, чувствовать, не подменяя фототворчество приятными глазу картинками. Согласимся с Константином Райкиным: «Творчеству трудно существовать. Его начали путать с обоями в квартире: мол, все должно быть мило и приятно. Это не так!».

Екатерина Выровцева

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 16-17 (83-84) за 2015 год

Оставьте комментарий