События: ,

Кружевные сонеты Маргариты Бортниковой

30 октября 2015

21-2_Бортникова

Осень 2015 года богата на выставки и художественные впечатления. Недавно я для себя открыла «Галерею кружева» МАРГАРИТЫ БОРТНИКОВОЙ. Каюсь, она несколько раз приглашала в свою галерею, да все как-то не складывалось. Но эти дни стояли такие погожие, что захотелось отправиться в путешествие в неизведанное.

«И веют древними поверьями ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука».

Александр Блок

Галерея оказалась маленькой, крошечные комнаты, словно пещеру Аладдина, переполняли множество интересных вещей: маленькие войлочные ангелы, куколки в пышных юбочках, вязаные мишки Тедди, крошечные брелоки с изображением животных, вывязанные крючком, кружевные панно величиной с ладошку, запечатлевшие достопримечательности Самары. Все это великолепие задерживало взгляд.

Но вот в небольшой комнатке я увидела манекены с кружевной одеждой под белыми плетеными зонтами. Я пришла в эту галерею не бесцельно: дома нашлось белое связанное крючком покрывало, и захотелось «отдать котенка в хорошие руки». Такие покрывала после войны девушки в деревнях вязали крючком в качестве приданого.

Маргарита указала на манекен и предложила задрапировать его. Должна сказать, что такого рода применение кружева не приходило в голову. Она показала несколько больших салфеток в технике «филе-гипюр», оригинально закрепленных на манекене и формирующих своеобычный силуэт.

Наследница

Вспомнила имя великого модельера конца XIX – начала XX века: Надежда Ламанова. Легендарный мастер русского модерна открыла мастерскую, которая приобрела известность у петербургской, московской знати и в артистической среде. В 1902 году она наряду с известнейшими французскими домами моды участвовала в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге.

Самое крупное собрание туалетов от Ламановой принадлежит Государственному Эрмитажу. Рассматривая их, понимаешь основные принципы модерна в одежде: четкость форм и линий. Излюбленная геометрическая фигура стиля модерн – плавная дуга. Изогнутая асимметрично, она всегда была вольной и своенравной.

Подобно художнику-живописцу, Ламанова долго пристально наблюдала, изучала натуру. Потом вместо красок подбирала ткани и начинала прикалывать их к фигуре заказчицы, как на манекен, слои за слоями сотнями булавок. По нескольку часов она закалывала складки, вытачки, напуски. Бывало, клиентки падали в обморок. Закончив же работу, Ламанова бросала: «Эскиз готов! Снимайте осмотрительно!» – «Только не откажите в любезности – сшейте сами». – «Я вообще не умею шить». – «???» – «Архитектор не кладет камни, это делают рабочие, и шить вам буду не я, а мои помощницы».

Мое изумление стало еще больше, когда я узнала, что Маргарита Бортникова участвовала в конкурсе профессиональных художников-модельеров «Классика» имени Надежды Ламановой в номинации «Нестандартное раскрытие темы» и получила диплом и авторский зонт из рук Вячеслава Зайцева.

Так же, как и Ламанова, она любит использовать под кружево атласную основу, сложных оттенков цве́та восточных специй. И так же, как и в творениях Ламановой, в кружевных произведениях заложены глубокая народность костюма, функциональность, соответствие климатическим условиям, соответствие физическому облику человека.

Как кружево ирландцев спасло

Кружево Маргариты Бортниковой технологически восходит к знаменитому ирландскому «кроше». Его еще называют кружевом помощи. В середине XIX века в Ирландии разразилась картофельная катастрофа. Грибок фитофторы поразил весь урожай Ирландии. Погибли полтора миллиона человек. И вот одна отважная женщина Риего де Бланкардье придумала, как можно при помощи вязального крючка имитировать дорогие венецианские кружева. В разгар голодных лет, в 1846 году, девушка издала книгу по технике плетения кружева с помощью крючка. Так она спасла многих: ирландцы охотно освоили вязание крючком, и целые семьи занимались этим ремеслом, и то, что делали в Венеции за двести часов, в Ирландии получалось сделать за двадцать.

Ирландская техника стала удобной для коллективного производства: отдельные элементы кружева вывязываются порознь, а затем уже с помощью сеточки сплетаются воедино. Так что каждому члену больших ирландских семей находилось занятие по способностям и по вкусу. Вязали все – от мала до велика!

Полотно из отдельно вывязанных элементов собирают разными способами: либо при помощи иголки с ниткой, а чаще вывязывается соединительная сеточка. Иногда вывязывается подкладная сетка, на которую потом монтируют отдельные элементы цветков, листьев, природных мотивов.

Ирландское кружево было востребовано в эпоху модерна: из него вручную вязались целые платья с узорами и объемными элементами в виде тропических цветов, стрекоз. Это кружево было неотъемлемой частью утонченно-вычурной эстетики декаданса.

Как же мы нелюбопытны

Стиль модерн всеобъемлющ, его можно найти во множестве мелочей, предметов городского быта, и Маргарита Бортникова верно уловила его поэтику.

Свое полотно Маргарита Бортникова собирает на манекене, рассматривая конструктивную линию и положение отдельных частей кружева прямо на фигуре. Главное качество ее кружева ручной работы – свободное, асимметричное положение орнамента, его неповторимость.

Вот изящное вечернее платье из зеленоватого кружева на чехле из атласа цвета влюбленной лягушки. Туалет решен в единой колористической гамме. Матовая тяжелая ромбообразная туника с четырехлепестковыми фестонами понизу надета поверх струящегося атласного платья с перламутровыми переливами.

Посещение «Галереи кружева» Маргариты Бортниковой вызвало множество размышлений. Почему-то в нашем городе эпохи модерна архитекторы не развивают его благодатное наследие в современном строительстве. Появился замечательный мастер, но никому не приходит в голову сделать выставку ее произведений. Уже хорошо, что второй год подряд она удивляет зрителей на Поволжских сезонах.

12049613_1489841584643911_6910392864770412869_n

В наши дни ценность техники ирландского кружева состоит в том, что оно до сих пор является творческой работой. Если другие виды кружева, вышивки и шитья делают машины, то создавать вязаное кружево могут только руки. Кстати, в 2004 году на бракосочетании кронпринца Дании невеста была одета «в простое платье цвета слоновой кости с вуалью из столетних ирландских кружев»

«Все эти безделушки, все эти модные предметы роскоши – вовсе не чепуха, вовсе не выдумка корыстных фабрикантов и торговцев, а полноправный, прекрасный, разнообразный маленький, или, вернее, большой мир вещей, имеющих однуединственную цель – служить любви, обострять чувства, оживлять мертвую окружающую среду, волшебно наделяя ее новыми органами любви – от пудры и духов до бальной туфельки, от перстня до портсигара, от пряжки до пояса и сумки».

Герман Гессе

Валентина Чернова

Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Фото из архива автора и Яна Саркисяна

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 16-17 (83-84) за 2015 год

 

  • 65
    Поделились

Оставьте комментарий