Наследие: ,

Олицетворение истории без определенного амплуа

28 октября 2015

21-1_Пономарев

В каждом старом театре обязательно есть люди, которые олицетворяют его историю. В Самарском академическом театре драмы имени М. Горького один из таких людей – Валентин Пономарев.

Официально он был зачислен в труппу в 1966 году, сразу после окончания студии при театре (педагог Яков Киржнер). Фактически же все случилось еще раньше: студийцы и учились в театре, и участвовали в спектаклях – в массовках, в маленьких ролях. Так что более 50 лет Валентин Викторович служит самарской сцене.

Наверное, где-то в официальных документах подсчитано, сколько сыграл он ролей за эти полвека. На моей памяти редкий спектакль театра обходился без его участия. Среди них немного найдется ролей больших, тем более центральных. Как правило, это то, что на театральном языке называется «роль второго плана». Нередко совсем маленькая, эпизодическая. Но разнообразие и непохожесть сыгранных Пономаревым характеров поражает.

На сайте «Актеры России» о Валентине Пономареве сказано: «Без определенного амплуа». И действительно, вот только несколько его актерских работ разных лет (на перечисление всех места не хватит): недотепа Вафля в «Дяде Ване», сельский учитель Медведенко в «Чайке», самовлюбленный и глупый, как индюк, дворецкий Мальволио в «Двенадцатой ночи», респектабельный делец Калье в комедии «Сниму квартиру в Париже», интеллигентный инженер Тимофеев в «Пяти вечерах», граф Орсини-Розенберг в «Амадеусе», Базиль в «Женитьбе Фигаро», Фирс в «Вишневом саде»…

В репертуарном списке Пономарева и «костюмные» роли из «прошедших времен», и вполне современные, и русские, и иностранцы, характеры комедийные, порой до гротеска, и остродраматические, психологические. Но есть то, что объединяет все актерские работы заслуженного артиста России Валентина Пономарева: ни одна из них не была проходной, ни одна не потерялась в общем рисунке спектакля, в каком бы звездном составе ни приходилось ему играть.

Вот только два примера, два моих зрительских впечатления из разных лет.

«Яма» А. Куприна (режиссер Петр Монастырский, 1992) помнится до сих пор целым созвездием ярких актерских работ, подробно прожитых на сцене человеческих судеб. И среди этих молодых и красивых людей – шумных, веселящихся и страдающих, вдруг проходил по сцене мрачный человек – высокий, сутуловатый, несколько звероватый с виду. Это Симеон, сторож и вышибала в заведении. У него совсем мало действия, почти нет слов. Но он становится своеобразным символом, олицетворением той мрачной силы, которая затягивает в «яму» несчастных девушек, он – воплощенное зло. По объему роль эпизодическая, по значимости – равноценна главной. Без такого Симеона, какого сыграл Пономарев, значительная часть смысла спектакля потерялась бы.

В прошедшем сезоне Валентин Пономарев сыграл Павлина Головастикова в горьковских «Варварах». Роль опять же «второго плана», но и у Горького, и в спектакле (режиссер Валерий Гришко) Павлин – живое воплощение провинциального варварства, косности, гнилого болота жизни городка Мямлина.

«Второй план» Пономарева неизменно таков, что первый без него обойтись не может, просто не случится. Это закон театра, которому более полувека служит актер. И впереди у него еще новые роли.

С юбилеем, Валентин Викторович!

 

Татьяна Журчева

Кандидат филологических наук, доцент СамГУ, театральный критик, член СТД РФ.

Фото из театрального музея Самарского отделения СТД РФ

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 16-17 (83-84) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий