События: ,

Что же предпочитают джентльмены

8 ноября 2015

gentI

В Музее Модерна прошла выставка «Джентльмены предпочитают: любить, играть, стрелять». В небольшой квадратной комнате, обозначенной как малая мужская гостиная, представлен мужской мир конца XIX – начала ХХ века.

В то время не только экономическая жизнь бурно индустриализируется, но и социально-бытовая сфера претерпевает большие изменения. Именно в эпоху Серебряного века мужское общество поклоняется женской красоте как никогда. Ее боготворят, к ее ногам бросают состояния, во имя нее ломаются судьбы. Именно в это время мужчины стремятся быть значительными, спортивными, соответствовать своим богиням. Джентльмены играют в азартные и интеллектуальные игры, увлеченно путешествуют, страстно стреляют на охоте…

В экспозиции представлено более пятидесяти предметов. Это редкое коллекционное оружие, одежда, аксессуары, экзотические сувениры, автомобильные зеркало и фара.

Давид Бурлюк, выступая на лекциях по футуристическому искусству, всегда демонстрировал через волшебный фонарь один-единственный слайд – изображение автомобиля, считая его символом ХХ века. В то время автомобиль был статусным предметом роскоши. Владельцами автомобилей в Самаре были сын пивозаводчика Владимир Вакано, член городской Думы Константин Неклютин с братом Владимиром, купец Шихобалов, самарский художник купец Константин Головкин. В 1904 году в конторе охотничьих и оптических принадлежностей Ф. Неймана он заказал себе американский автомобиль Oldsmobil-tonno с двигателем 10 л. с.

big_thumb_bbe451ecdd659b1cbdcd84bc094fd66d

При входе в малую мужскую гостиную в глаза бросается диван – целое архитектурное сооружение с полочками, шкафчиком со стеклянными дверками. Прекрасная сероватая кожаная обивка, соответствующая стилю модерн. Так и захотелось проверить его на возлежание.

Само слово «диван» – персидское. Первоначальное значение – «списки», «исписанные листы бумаги». Потом слово перешло на специальные учетные книги, позже – на канцелярии. И только потом, соотнося схожесть расписной просторной мебели и причудливо исписанного листа, слово обрело новый, понятный современному человеку смысл. Есть и своя легенда у этого слова. В 1621 году итальянский путешественник Пьетро делла Вале в шутку назвал скамью, на которой сидели наиболее состоятельные посетители канцелярии, «диванто». Местным жителям юмор понравился.

Первые диваны появились на средневековом Востоке. Первоначально была простая деревянная скамья. В Европе такого рода мебель появилась лишь в XVII веке. Подушки наполняли в те времена лебяжьим пухом или овечьей шерстью. Близкие родственники дивана – маленькие французские кушетки канапе и софа, которую набивали конским волосом. Известно, что Людовик XV подарил турецкому султану диван, состоящий из большого количества атласных подушек. Правда, европейцы считали, что эта мебель предназначена только для сидения, а вот на Востоке любили вальяжно лежать.

В России моду на диваны ввел граф Г. А. Потемкин, и, конечно же, россияне додумались валяться на них раньше европейцев. Диваны были приятной роскошью, им отводилась лучшая часть жилого пространства. В эпоху модерна модно было совмещать диван с мебелью другой направленности. К нему пристраивались этажерки, шкафы, полочки, зеркала, горки.


Профессиональные услуги по перетяжке кожаной мебели в мастерской «Мастера Сибири». Перетяжка мебели в Томске для желающих привести мебель в порядок.


***

Перед диваном – карточный столик. Играли в банк, штос, вист. Рядом, на подставке под стеклянным колпаком, экспонируется поразительная штука – английский набор настольных игр. Это сундучок светлого дерева вроде карельской березы. В углублениях между перегородками размещены домино, шашки, лото, кости, отдельно полукруглая полочка выдвигает шахматы. Целый мир игрушек для джентльменов!

А на карточном столике разложены карты. Непростой была судьба карт в России. При царе Алексее Михайловиче игру в карты полагали государственным преступлением. За нее клеймили раскаленным железом и вырывали ноздри. Впервые отечественное производство карт возникло при Петре Первом на двух фабриках.

Атласная_колода_Шарлеманя._Эскизы

Карты в экспозиции называются «атласными». Они появились в середине XIX века. У атласных игральных карт есть автор – академик Адольф Иосифович Шарлемань, его создания и по сей день являют образец карточной графики.

Атлас – это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название «атласные» закрепилось за картами Шарлеманя.

***

Отдельного рассказа заслуживает трость. В экспозиции представлена деревянная с металлическим набалдашником в виде змеи. Джентльмен – непременно господин с тростью, постоянной подругой и спутницей. Иногда она после откручивания набалдашника становилась тайником и даже потайной фляжкой. Иногда внутрь монтировали подзорную трубу, а на наконечник надевали острый штырь, чтобы отбиваться от собак.

Но украшали, конечно, ствол, который чаще изготовлялся из дуба, каштана, ясеня, самшита. Дешевые трости были из бамбука, дорогие – из эбенового дерева. Ствол покрывали лаком, росписью. Рукоятку делали из золота, серебра. Использовали драгоценные камни и большое значение придавали символам, аллегориям. Были рукоятки в виде головы тигра, змеи, женской головки…

Владение тростью было, по существу, светской наукой, как дамское искусство владения веером. Спокойная непринужденность в обращении с тростью – вот что отличало настоящего светского льва. Мужчины, которые не умели обращаться с этим джентльменским аксессуаром, часто приобретали трость с закругленной рукоятью и вешали на руку для солидности.

Светские люди говорили, что такие трости предпочитают американцы, которые в принципе не джентльмены: им лишь бы показаться солиднее и богаче. Мужчина с тростью всегда выглядит солидно: он как бы создает себе дополнительную точку опоры (хотя зачастую трость носят в декоративных целях).

***

Джентльмены не только играли, но и стреляли. И потому на двух стенах в комнате представили невиданное количество оружия и чучело зайца-русака, головку косули, чучело чирка-трескунка.

И, конечно, мужчины любили. Этот эмоциональный момент оригинально воплощен в виде проекции на стену немых фильмов с участием актрисы Веры Холодной, балерины Анны Павловой.

769px-Вера_Холодная_настольная_карточка_1910е

***

Вся экспозиция в зеленоватых тонах стиля модерн тонко нюансирована, в ней есть определенный шарм, покой. Но я ушла из музея с чувством досады: чего-то там недоставало. По размышлении поняла: нет никакой информации о знаменитом самарском яхт-клубе. Ведь все джентльмены были волжанами и никак не могли существовать без Волги. Волга – наше божество!

В историю самарского яхт-клуба вплетены практически все виды спорта. Есть богатый фотоархив. Думается, Курлины, как состоятельные люди, были причастны к его развитию. Яхт-клуб был образован в 1908 году.

Клуб направлял свою деятельность на улучшение судостроительства и способов управления судами. Яхтсмены должны были «следить за фарватером реки Волги; узнавать причины образования отмелей и перекатов, с указанием средств к устранению образования их».

Самарский яхт-клуб развивал крокет, бильярд. При нем работали кегельбаны, были созданы тир и гимнастический зал. В 1910 году при яхт-клубе было возникло общество воздухоплавания, в 1911-м – секции футбола, борьбы, фехтования, шахмат, коньков, тяжелой и легкой атлетики. В феврале 1912 г. в помещении яхт-клуба провели 1-й шахматный турнир на первенство города. Для регулирования автомобильной жизни Самары при яхт-клубе 6 апреля 1912 года был создан автомобильный отдел.

Почему я углубилась в эти всем известные исторические факты? Потому что малая мужская гостиная комната с предметами, намекающими на жизнь джентльмена, получилась обезличенная. Надо было привязать к Волге, дополнить фотографиями из архива.

Живописные произведения на стенах гостиной являются элементами украшения интерьера. Но если бы это были виды Волги кисти, например, К. Головкина либо изображения прогулок вдоль берега реки или на лодке, то логически все сложилось бы в единую картину.

И все же не хочу, как вредный критик, разругать эту стильную выставку. Вероятно, жизнь самарского яхт-клуба значится в планах Музея Модерна, и нас снова будут ожидать счастливые открытия.

Валентина Чернова
Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 18 за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий