В Самаре уже более 15 лет успешно работает джазовая студия «Движение», организованная неутомимым энтузиастом джаза Сергеем Равиным. В рамках стандарта среднего музыкального образования студия готовит принимаемых на конкурсной основе студентов по десяти специальностям, охватывающим вокал и игру на различных музыкальных инструментах.
За прошедшее время из стен студии вышло несколько сотен грамотных музыкантов и вокалистов. Кто-то из них поступил затем в высшие музыкальные учебные заведения России, или, как скажем Ильфат Садыков, в Парижскую консерваторию, или, как Александр Родовский, в Тель-Авивский филиал американского джазового колледжа Беркли. Хотя немало выпускников «Движения» сразу же оказались на профессиональной сцене и на ней закрепились.
Кроме собственно обучения студия с первых дней активно реализует всевозможные музыкальные проекты: фестивали, jam-sessions, концерты, мастер-классы, вечера видеоджаза. Одним из последних стал музыкально-просветительский проект Jazz Guide Jam. Проект стартовал в августе 2014 года в одной из уютных самарских чайных. Тогда предполагалось, что это будет просто разовый джазовый концерт. Но студент «Движения» Дмитрий Дмитриев вместе с единомышленниками решил развить эту идею. И она выросла.
Очень популярный в России в 50–60-х годах джаз позже отошел на второй план под напором rock`n`roll`а, музыки The Beatles, а затем и современной рок-музыки в ее многостилевом обличье. Количество фанатов джаза резко сократилось, хотя это вполне нормально и никакой трагедии не случилось. Джаз нашел свое достойное место в ряду других музыкальных жанров, и с ним остались, что очень важно, его действительные почитатели.
***
В последние годы наблюдается заметный рост интереса к джазу, что вполне объяснимо: эволюция рока застопорилась, а махровая попса продемонстрировала беспомощность и подтвердила полное отсутствие своего отношения к музыке вообще. Джаз же, выйдя из танцевальных залов, взошел на подмостки как серьезный концертный жанр. И появление в Самаре проекта Jazz Guide Jam стало вполне закономерным.
В начале 1960-х годов активисты организованного тогда в городе джаз-клуба делали что-то подобное: проводили лекции-концерты, рассказывали об истории и особенностях джаза, и все это сопровождалось живыми выступлениями музыкантов или звукозаписями. Причем все это имело место быть не только в клубах, но и в залах проектных и научно-исследовательских институтов и даже в заводских цехах во время обеденных перерывов.
Сегодняшние активисты Jazz Guide Jam имеют дело с достаточно подготовленной аудиторией и в их распоряжении немало специальной литературы, обилие аудио-, видеозаписей и безграничные просторы Интернета. Постоянно проходящие живые концерты и фестивали с участием известных мастеров мирового джаза также имеют огромное значение. И активисты самарского музыкального проекта всем этим, естественно, пользуются. Хотя вне сомнения и собственные музыкальные познания Дмитрия Дмитриева, Евгения Майорова, Алексея Никонова, Татьяны Дмитриевой, полученные в том же «Движении», позволяющие им проводить не только развлекательные, но и просветительские вечера.
В проекте активно участвуют и выпускники, и известные джазовые профессионалы: контрабасист Николай Мачкасов, саксофонисты Алексей Раскопов и Ильфат Садыков, а также нынешние преподаватели студии Юлия Землянская, Екатерина Маренова, Евгений Дементьев. Нередко выступают и студенты других музыкальных учебных заведений Самары.
Музыкальные вечера Jazz Guide Jam проводились в Музее Модерна, в галерее «Новое пространство», в различных кафе и ресторанах города и даже на сценической площадке пляжа. Сегодня проект закрепился в «Звезде».
Тематика вечеров самая разная, они посвящаются стилям и направлениям джаза, творчеству ведущих музыкантов. В ближайших планах вечера, посвященные великим мастерам джаза – Луи Армстронгу и Джанго Рейнхардту. После концертов, как правило, – jam-sessions. Интерес к вечерам в городе большой, популярность проекта растет, и количество желающих послушать музыку, не только через наушники beats pro, и еще что-то узнать о ней уже превышает вместимость уютных, но небольших залов.
В октябре на концерте, посвященном Джону Колтрейну, полторы сотни гостей вынужденно слушали музыку стоя: мест не хватило. После этого с успехом прошел эллингтоновский вечер, на котором слушатели вновь встретились с известными композициями великого джазового классика. А в преддверии новогодних праздников звучали джазовые аранжировки волшебных рождественских мелодий.
Слово «Guide» в названии проекта переводится как «проводник, путеводитель», и музыканты, удачно совместив просвещение и развлечение, неназойливо вводят пришедших к ним гостей в большой мир музыки, которая именуется джазом.