События: ,

Павел Маркелов: «Художественный руководитель необходим современному театру»

5 февраля 2016

17-2_Павел Маркелов

Новогодне-рождественская пора в отечественных театрах, свободная, как правило, от каких-либо содержательных событий; пора, которая издревле «год бережет», подарила новость, заставившую самарских театралов отрываться от главного дела этой шумной декады – кого от праздничного стола, кого от сценических подмостков, – чтобы проверить, правильно ли они поняли: в СамАрте – новый худрук.

Оказалось – правильно. Художественным руководителем театра назначен Павел Маркелов. В театре он с 2001 года, сразу после окончания Высшего театрального училища имени М. Е. Щепкина. Сыграл более двух десятков ролей, большая часть которых – главные, активно участвовал в зарубежных гастролях театра, становился лауреатом областных и общероссийских фестивалей, окончил режиссерский курс Анатолия Праудина.

– Пока мне сложно комментировать свое назначение. Вопросов больше, чем ответов.

– Где-то я уже читал эту отговорку… Но ведь ваше решение не было спонтанным? И министр, и Соколов, и вы долго к этому готовились. Были трехмесячные беседы. Наконец, вам хорошо знаком театр: вы проработали в нем без малого 15 лет. Поэтому несколько коротких вопросов, над которыми вы наверняка думали. Первый – зачем театру худрук? Не абстрактному театру, а СамАрту, не в абстрактное время, а в 2016 году?

– Художественный руководитель необходим современному театру. Любому. Даже вопреки тренду, когда директорские театры преобладают. Нужен человек, который занимался бы стратегиями творческого развития и был свободен от необходимости решать все текущие проблемы. У СамАрта немало побед в XXI веке, и все они связаны как с именем Сергея Филипповича Соколова – директора, которому на базе детского театра за 26 лет удалось создать новый, современный театр, в равной степени интересный всем зрительским возрастам, так и с именем руководителя художественных программ театра – Адольфа Яковлевича Шапиро. Но надо понимать, что его участие дистанционно, а в контексте ожидаемого перехода на новую сцену, осмысления и освоения нового пространства возрастает необходимость в ежедневном внимании к художественным вопросам жизни театра, видении и определении его творческих перспектив. Это требует участия человека, постоянно живущего здесь и работающего в театре.

И я сознательно взял эту огромную ответственность – из чувства долга перед театром.

– Худрук в современном театре, как правило, выходец из режиссерского племени. Есть, конечно, много актеров – Меньшиков, Калягин, Миронов, Табаков; есть даже театральный критик – Новиков из петербургского театра имени Комиссаржевской, но все-таки это режиссерская прерогатива…

– В России театр изначально был антрепренерский, или, переводя на современный язык, директорский, но даже тогда театр в эстетическом отношении остался актерским. До начала ХХ века, пока фигура режиссера не подавила все остальные. Появилась необходимость выстраивать отношения между всеми разнородными службами театра.

– «Между», а не «над» – ловлю на слове.

– Между. И никаких конфликтов. В этом мы абсолютно солидарны с Сергеем Филипповичем, который никуда не уходит, а продолжает работать на прежней директорской должности.

– А что будет с институтом главного режиссера?

– Будем искать. Его роль в СамАрте только актуализируется с ростом нашего хозяйства, с пуском новой сценической площадки.

– Видите, совсем не мучаю вас преждевременными уточнениями: где искать, есть ли наметки… Но следующий вопрос требует бо́льшей конкретики. Чего греха таить: качество профессиональных навыков, с которыми молодые актеры приходят в театр, неуклонно ухудшается. Это факт. Как вы собираетесь решать эту проблему?

– Есть три варианта. Первый – уповать на быстрый качественный рост самарских школ, занимающихся подготовкой актеров. Я в него не очень верю. Второй – приглашать выпускников столичных и старейших провинциальных школ. В нынешних экономических условиях – это утопия. И хотя следует использовать оба этих варианта, думаю, что наиболее эффективен третий – приглашение ведущих педагогов в театр и организация – на постоянной основе – школы повышения профессионального мастерства на базе театра.

– Вы – выпускник одной из самых консервативных театральных школ России – Щепкинского училища. Самой консервативной, самой традиционной. И – художественное руководство молодого, динамично развивающегося театра с одной из самых современных сценических площадок в стране. Площадок, подразумевающих ставку на эксперимент. Не чувствуете зазора между школой и новыми задачами?

– Совсем не чувствую. С первых шагов, с первых ролей в СамАрте. Щепкинское училище – старейший театральный вуз в Европе, но он выпускает актеров, готовых к любым режиссерским экспериментам, к любым манерам и стилям. Свидетельство тому – список наших выпускников!

– И последний вопрос: у кого право первой подписи – у вас или у Сергея Филипповича?

– (Растерянность, пауза) Не знаю…

– Вот это лучший финал разговора: вы приняли должность и не поинтересовались вопросом, кто из вас главнее. Так, наверное, победим! Как говорят на театре. Удачи вам. Обоим. И спасибо за интервью.

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 1 (80) за 2016 год

Фото Елены Винс

pNa

Оставьте комментарий