События: ,

Место действия для молодой режиссуры

1 мая 2016

icon

В июне 2015 года на III Молодежном форуме «iВолга» проект Артема Филипповского «Фестиваль-лаборатория молодой режиссуры «Место действия» получил грант. В феврале были проведены читки пьес, подготовленные молодыми режиссерами. Из 15 пьес жюри выбрало шесть, которые стали эскизами спектаклей. Они-то и были представлены вниманию любителей современного театра на последнем этапе фестиваля.

Интересно, что зрители тоже имели возможность повлиять на процесс, благодаря этому и можно было увидеть эскизы самарских режиссеров Бари Салимова («Победоносец» Ю. Клавдиева) и Татьяны Каррамовой («Джульетта выжила» Ю. Тупикиной). До финального этапа добрались еще работы Артема Галушина (Москва), Артема Устинова (Самара/Москва), Анастасии Алмазовой (Самара) и Елены Ламзиной (Самара).

Одна из сильных сторон этой лаборатории – неожиданные сочетания. Так, на одной площадке можно было увидеть эскизы начинающих режиссеров и тех, кто уже имеет за плечами не один поставленный спектакль.

Лаборатория как прожектор, который блуждает по территории молодой режиссуры и молодой драматургии и высвечивает из тени отдельные спектакли и имена. География лаборатории, такая обширная вначале, в итоге сузилась до Москвы и Самары.

Кроме показов, программа включала в себя лекции двух московских театроведов/критиков/менеджеров – Олега Лоевского и Павла Руднева и мастер-класс по актерскому мастерству от артистов театра-студии «Грань» Любови Тювилиной и Данилы Богомолова.

Каждый эскиз традиционно обсуждался экспертами, режиссером эскиза и зрителями. Две работы были отмечены как практически готовые: «Любовь людей» по пьесе Д. Богославского (режиссер Артем Галушин, художник Ютта Роттэ) и «Спички» по пьесе К. Стешика (режиссер Артем Устинов, художник Полина Коростелева).

Эскизы разные по настроению и темам. «Спички» получился философичным, рассуждающим о человеческом одиночестве с легкой иронией. Он завлекает зрителей в свою какую-то особенную атмосферу при минимальном количестве режиссерских ходов и построений. В противоположность ему «Любовь людей» ведет со зрителем диалог сразу в двух плоскостях – кукольного и человеческого. Спектакль балансирует между «запредельем» и миром здешним, вполне осязаемым и бытовым.

***

Артем Филипповский называет свой проект фестивалем-лабораторией, поскольку «на выходе» получилось что-то вроде «презентативной мастерской».

«Нам нужно раскачивать пространство Самары, поскольку репертуарные театры и культурные центры города закрыты, на мой взгляд, для новых остросовременных явлений. Площадка фестиваля – это возможность общения актеров и режиссеров из разных театров и городов. Но такой площадки для общения в Самаре нет. Если в Москве есть десятки театров, которые поддерживают лабораторные работы, в Питере – четыре театра, то Самара остается все-таки статичной.

Пока получилась своего рода тестовая лаборатория. Я не знаю, какой результат она даст. Однозначно, что-то подобное надо будет повторить и в следующем году, возможно, в более крупном масштабе. Хочется, чтобы фестиваль в итоге вырос в какую-то независимую театральную площадку, где мы могли бы ставить экспериментальные спектакли. Может быть, такой фестиваль-лаборатория станет перманентным, куда раз в год будут набираться спектакли. И, таким образом, получится проектный театр. Нужно с чего-то начинать и выращивать нового зрителя. Коляда когда-то начинал в Екатеринбурге экспериментировать, а сейчас собирает полные залы».

Екатерина Аверьянова

Студентка 3 курса филологического факультета СГСПУ.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 8 (96) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий