Джон Маклафлин — один из самых универсальных и уникальных гитаристов на планете. Он виртуозно владеет и акустикой, и электричеством, и джазом, и блюзом, и роком, и музыкой Востока, и классикой.
Во многом, он всю эту музыку и создал — например, был одним из главных изобретателей фьюжна. И создал музыкальный стиль на стыке индийской музыкальной традиции и авангарда. И был едва ли не первым белым, западным музыкантом, который смог сыграть индийскую музыку для индусов. И соединил фламенко с джазовой импровизацией. Великий мастер и новатор. Поздравляем Джона Маклафлина и предлагаем вам коротенький список из его альбомов, которые каждому культурному человеку неплохо бы послушать.
Extrapolation
1969
Это первый альбом Джона и он записан еще на родине, в Англии. Но хоть альбом и первый, к моменту его записи, Маклафлин был уже очень и очень опытным гитаристом. Он играл с 11 лет. В начале шестидесятых был лидер-гитаристом у Алексиса Корнера. В 1963 году Джек Брюс собрал первый состав Graham Bond Organisation из себя, Грэхема Бонда, Маклафлина и Джинджера Бейкера. Если бы эта история получила развитие у Cream мог быть другой состав. Где-то в это же время Джон учил играть на гитаре Джимми Пейджа.
И к своему дебюту Джон был отнюдь не новичком. Поэтому дебют его, это не приветствие, а, скорее, прощание — с миром более традиционного джаза, хотя, конечно, “традиционность” такой музыки — большой вопрос. На альбоме звучит пост-боп, отсылающий слушателя к эпохе битников. Гитара Маклафлина, еще не искажена дисторшном и только немного гнусавит, напоминая о том, что вокруг — расцвет лондонской психоделии. Послушать этот альбом стоит хотя бы из-за его резкого отличия от всего, что Джон делал потом.
My Goal’s Beyond
1970
Второй сольник Джона. Он вышел всего через полтора года после Extrapolation, но целая жизнь прошла. И то, что весной 69-го они ночь напролет джемовали с Хендриксом, было далеко не самым интересным и важным за это время. Джон сыграл на гитаре в двух важнейших альбомах Майлса Дэвиса — Bitches Brew и In a Silent Way, и Майлс дал его имя одной из композиций на Bitches Brew. Вместе с Тони Уильямсом и Ларри Янгом выпустил альбом Emergency! — тоже классика фьюжна — нового стиля слишком тяжелого и громкого для привычного джаза.
И вот — второй сольник. Акустический. С программной первой композицией Peace One. С неожиданными кавер-версиями пьес, которые, по словам Маклафлина, оказали на него особое влияние. На этой прекрасной пластинке произошло рождение акустического Маклафлина. Просто он встретил не только Майлса и Джими, но и Шри Чинмоя — индуистского проповедника, который стал учителем Маклафлина. Джон и раньше интересовался восточной культурой и музыкой, поэтому зерно проповеди упало в подготовленную почву. На этом альбоме, полном возвышенной духовной энергии, особо выделяется Follow Your Heart — «Следуй своему сердцу» — одна из важнейших композиций в творчестве Маклафлина.
Devotion
1970
Если бы Маклафлин был Хендриксом, то это было бы так. Джон этот альбом считает неудачным из-за вмешательства продюсера, но в любом случае, послушать стоит. Тем более, что в реальном джеме с Хендриксом Джон довольствовался акустической гитарой и был в тени. Здесь же он отрывается по полной. Один из лучших альбомов “кислого” рока! Фуззы, фейзеры, фленжеры — гитару поддерживает hammond B3 Ларри Янга. И это тоже прощание — с полутора годами работы в великих, но чужих коллективах и начало создания собственного ансамбля. Которому Джон дал свое имя. Правда звали его теперь Махавишну — такое имя дал учитель. И дал он его не случайно. Потому что в индуизме Махавишну — Великий Вишну — это первое воплощение божества, которое создаёт всю совокупность материальной энергии в этом мире.
Love Devotion Surrender
1973
Совместный альбом с Карлосом Сантаной, который тоже оказался последователем Шри Чинмоя. Но это совсем не религиозные восточные песнопения. И не проповеди, а бешеное творческое соревнование по переосмыслению творческого наследия Джона Колтрейна. Альбом A Love Supreme вообще, по словам Джона, одно из главных его музыкальных потрясений в жизни. И вот, два великих гитариста, объединенных одной индуистской сектой, всего через шесть лет после выхода альбома Колтрейна, уже вовсю переосмысливают. К двум вещам Колтрейна добавилась Meditations и Life Divine Джона и развернутая версия традиционной Let Us Go into the House of the Lord, который невозможен без великого органа Лэрри Янга. По большому счету, это альбом пост-рока, записанный задолго до того, как появился пост-рок. Поэтому когда в 2011 году Карлос и Джон решили снова сыграть этот материал живьем, выступления вызвали небывалый ажиотаж и шквал восторгов.
Mahavishnu Orchestra
The Inner Mounting Flame
1971
Абсолютная классика. Если бы играл тракторист у Б.Г. Что-то кроме Сантаны и Weather Report, то скорее всего, именно этот альбом Mahavishnu Orchestra. Первая пластинка собственного состава Джона. Наконец-то он смог представить фьюжн публике так, как он его видит сам. Получился почти рок. По крайней мере, Mahavishnu Orchestra в рок-энциклопедиях проходит как прогрессив-рок. И, наверное, именно этот диск завершил процесс слияния рока и джаза во фьюжн, начатый на Bitches Brew. Пластинка открыла джаз для рок-публики в Америке и Европе, а сам Махавишну-Джон из культового, но совсем незнаменитого парня стал лидером одной из самых громких и продвинутых рок-групп на планете. Конечно, ударник Билли Кобэм, скрипач Джерри Гудмен и другие музыканты тоже были важны для Mahavishnu Orchestra, но именно энергичные и сверхскоростные соло Маклафлина, которыми он пулеметил из своей двугрифовой гитары, стали главным предметом восхищения и обожания.
Shakti
1976
Но Джону никогда не была интересна слава. Он хотел творчества, которое позволяет душе отдельного человека слиться с космосом и его энергией. Он всегда относился к музыке, как форме духовной практики, но ни в одном своем проекте, Маклафлин не делал этого так экзотично и цельно, как в Shakti. Вообще идея “исполнить что-нибудь с индийскими музыкантами” приходила английским поп-исполнителям и раньше. Все успели поиграться с ситаром и таблой, но Джон отнесся к делу иначе. Он собрал состав из индийских традиционных музыкантов высочайшего класса, и начал играть музыку, западную, но восточную. На этом альбоме всего три композиции и тем, кто любит покороче — рекомендуется альбом Shakti 1978 года. Но именно здесь, в этих трех пьесах, которые никак нельзя назвать произведениями западной музыки, раскрывается талант композитора Маклафлина, способного проникнуть в музыкальную душу другого народа. Он даже играет здесь на гитаре так, что она звучит, как ситар. Но это не пародия и не подражание — это работа с энергией музыки, ради которой Джон Маклафлин и стал Махавишну.
Trio of Doom
1979-2007
Этого альбома нет в номерной дискографии Джона, но послушать его стоит хотя бы из-за состава и истории. Кроме Джона в “Трио Гибели” играли Жако Пасториус — великий басист, и Тони Уильямс — великий ударник. Трио собралось для участия в совершенно феерической культурно-политической авантюре, которая называлась Havana Jam. В конце семидесятых началась нормализация отношений между Кубой и США, и руководство CBS решило отвезти своих звезд в Гавану, чтобы устроить там трехдневный фестиваль. Американские артисты и кубинские должны были впервые за много лет выступать вместе. Фестиваль долго готовился и группа Trio Of Doom была создана специально под него. В итоге, единственное выступление этой супергруппы состоялось 2 марта 1979 года в Гаване в ДК имени Карла Маркса! Вернувшись с острова Свободы, музыканты еще раз встретились в студии, но больше “трио гибели” никогда не выступало. Записи были оцифрованы только в 2007 году. Пасториуса и Уильямса давно уже нет в живых, но джем в ДК имени Маркса вечен!
Saturday Night In San Francisco
1981
Этот альбом Джона (и не только) все узнали и полюбили еще в СССР. Даже пластинка на “Мелодии” выходила, в те, застойные времена. Великолепная народная музыка, соединенная с джазовыми импровизациями — Маклафлин, как истинный новатор, искал пути для соединения джазовой импровизации и фламенко. Собственно, с фламенко, еще в детстве, начинались его обучение игре на гитаре. И сначала в состав трио к Джону и Пако Де Лусии предполагался Ларри Корриел, но что-то не получилось. И в трио вошел Эл Ди Меола, который к этому времени заметно устал от своих лавров фьюжного виртуоза. Все трое играют с таким удовольствием, вдохновением и высшим уровнем творческого взаимопонимания, что хочется плакать от счастья. Такого Маклафлина просто невозможно не любить!