Самкульт рассказывает о судьбах художников — бойцов «Передового отряда».
На выставке только одна работа Стржеминского — «Счетчик». Она создана в 1919 году, художником у которого не было ноги, руки и глаза, но были почти все награды за героизм, существующие в русской армии.
Про Владислава Стржеминского есть песня у хэви-метал группы Sabaton. И еще у десятка рок-групп. Потому что георгиевский кавалер и герой войны, художник-авангардист, польский аристократ и русский солдат Стржеминский участвовал в легендарной «атаке мертвецов».
Потомственный офицер, он встретил германскую войну в крепости Осовец, в составе инженерной роты. Подпоручик Стржеминский участвовал в отражении двух штурмов крепости германскими войсками и был награжден орденом Святого Станислава.
24 июля 1915 года немцы начали решительный штурм, используя отравляющий газ — хлор. Когда облако яда залило наши позиции и германские войска пошли на штурм, из окопов поднялись в штыковую русские. Солдаты с сожженными легкими сотрясались от страшного кашля, лица были обмотаны окровавленными тряпками. Кожа была зеленой от хлора, а глаза черного цвета, от отравления газом. 60 русских пошли в атаку на 7000 немцев, и немцы побежали в ужасе перед ожившими мертвецами.
«В конце этой лихой атаки подпоручик Котлинский был смертельно ранен и передал командование 13-й ротой подпоручику Стржеминскому, который завершил и окончил столь славно начатое подпоручиком Котлинским дело».
Так просто! Это цитата из приказа о награждении Стржеминского Георгиевским оружием, которым в России награждают «за выдающиеся воинские подвиги, требующие несомненного самоотвержения».
После Осовца он продолжил воевать и уже в 1916 году попал под минометный обстрел. Стржеминскому ампутировали правую ногу и левую руку по локоть, он почти перестал видеть одним глазом.
Выхаживала 23-летнего героя в госпитале Екатерина Карбо — дочь судовладельца с немецкими корнями, в годы войны она работала в госпитале сестрой милосердия.
И Стржеминский не просто восстанавливается, но и становится, сразу после революции, одним из главных действующих лиц в ИЗО Наркомпроса, параллельно, работая с Татлиным и сближаясь художественно с Малевичем. Он даже едет, в качестве ассистента, вслед за Малевичем в Витебск. Но в 1921 году, когда начались первые гонения на авангард, вместе с женой, которая тоже стала художницей и скульптором, уезжает в Ригу, столицу независимой Латвии.
В следующем году семья перебирается в Польшу и Стржеминский становится одной из самых ярких фигур авангарда. В 1924 году он участвует в создании авангардистской группы «Блок», издававшей одноимённый журнал. В нём художник впервые изложил концепцию «унизма», которая продолжала и развивала концепцию супрематизма Малевича. В 1928 году Стржеминский издает книгу «Унизм в живописи».
Еще в 1927 году в Варшаве состоялась персональная выставка работ Стржеминского. В этом же году художник принял участие в выставке Machine Age, организованной в Нью-Йорке.
В 1931 году поселился в Лодзи, где развернул оживленную деятельность в Союзе польских художников. На страницах журнала «Форма» – органа этого Союза – публиковал свои статьи на тему нового искусства. Занимал должность руководителя Государственной школы дополнительного профессионального образования, где внедрил новаторские концепции функционального шрифта. С 1932 года принадлежал к международной группе Abstraction-Création, действующей в Париже.
Они пережили даже войну — вовремя использовав немецкое происхождение Катаржины Карбо, спокойно прожили в Лодзи самые страшные годы. А после войны Стржеминский продолжил преподавание в академии, откуда был уволен только в 1950 году из-за того, что его методы преподавания не соответствовали догмам соцреализма.
Он умер в 1953 году. Сегодня его имя носит художественная академия Лодзи. Владислав Стржеминский признан в Польше классиком. И это единственный случай, когда имя русского авангардиста увековечено в названии художественного ВУЗа.
Последний фильм великого польского режиссера Анджея Вайды — «Послеобразы» посвящен Владиславу Стржеминскому. Георгиевскому кавалеру и герою войны, авангардисту, польскому аристократу и русскому солдату — бойцу передового отряда русского искусства.
Выставка «Передовой отряд», посвященная 100-летию авангарда в Самаре, открыта в Самарском Художественном музее до 21 мая.
Очень познавательно, спасибо. Видела картину в музее.