Наследие:

Софья Дымшиц. Боец передового отряда

1 апреля 2021

Одна из забытых амазонок авангарда — Софья Дымшиц-Толстая.

Искусство русского авангарда неразрывно связано с эпохой революций и войн. Поэтому и судьбы у художников, чьи работы представлены на выставке «Передовой отряд», яркие и драматичные. У кого-то совсем короткие, как молния, у кого-то длинные и такие извилистые, что до сих пор не разберутся исследователи.

Софья Дымшиц. Вторая жена графа Алексея Толстого. Они прожили вместе всего несколько лет, но она до конца жизни, да и в истории искусства, так и останется Дымшиц-Толстой.

Софья (Сара Айзиковна) Дымшиц — дочь богатого лесопромышленника и одна из самых известных богемных дам дореволюционной России. Она получила образование в Берне на философском факультете и здесь же вышла замуж за философа Розенфельда. А потом, разочаровавшись то ли в философии, то ли в философах, разошлась с мужем, вернулась в Санкт-Петербург и поступила учиться  Студия рисования и живописи Званцевой.

Здесь преподавали великие — Бакст, Добужинский, Сомов, Петров-Водкин. И здесь же Софья познакомилась с молодым Алексеем Толстым. В 1907 году он сделал ей предложение, и хотя бракоразводный процесс затянулся, Софья все-таки стала графиней Толстой.

Она была звездой «Серебряного века». Ее писали знаменитые художники, ей посвящали турниры выдающиеся поэты, ну, и сам муж — молодой граф Алексей Толстой писал жене бесконечно восторженные поэтические послания. Самый известный турнир прошел в Коктебеле, в доме Макса Волошина. Вот строки хозяина, посвященные гостье:

Концом иглы на мягком воске
Я напишу твои черты:
И индевеющие блёстки
Твоей серебряной фаты,

И взгляд на всё разверстый внови,
И оттенённый тонко нос,
И тонко выгнутые брови,
И пряди змейных, тонких кос…

Софья Дымшиц. 1909
Софья Дымшиц. 1909

Софья Исааковна развелась с Алексеем Толстым в 1914 году, но картины продолжала подписывать: графиня Софья Исааковна Дымшиц-Толстая, чем дико бесила консервативную русскую публику, не готовую принять русскую графиню — еврейку и футуристку.

Осенью 1917 года, когда в Москве еще шли бои, Софья Дымшиц приезжает в город с маленькой дочерью. На вокзале ее встречает Владимир Татлин и, в целях безопасности, везет к себе домой. Так начался один из главных романов русского авангарда.

Вместе с Татлиным Софья Дымшиц будет работать над украшением Москвы к первой годовщине Октября, будет возглавлять международный отдел ИЗО Наркомпроса, и подготовит к печати единственный номер журнала «Интернационал искусства». Журнал со статьями Хлебникова и других героев эпохи, так и не увидел свет — не было денег.

Пути Дымшиц и Татлина вскоре разойдутся, но, во многом, по причинам вполне художественным. Как писала сама Софья Дымшиц, Татлин порвал с плоскостью, и ушел в пространство, а она продолжила работать с поверхностями, особенно ее интересовало стекло и другие материалы с блеском и прозрачностью.

Татлин с ассистентами работают над башней. 1920
Татлин с ассистентами работают над башней. 1920

Но еще до разрыва Софья Дымшиц очень активно помогала Татлину в создании совсем не плоской башни 3-го Интернационала. Ее вклад в символ русского авангарда велик — она делала стеклянные детали, а также архитектурные формы, которые находились в центре башни. А еще Софья кормила Татлина и его ассистентов кашей, которую варили здесь же на печке-буржуйке.

Она рассталась с Татлиным в 1921 году и вышла замуж за немецкого скульптора и коммуниста Германа Пессати. В 1925 году бывшая графиня и звезда богемных салонов, начала работать заведующей художественной частью в журнале «Работница и крестьянка».

Дымшиц считала, что рисованная иллюстрация устарела и активно внедряет фотографию, приглашая молодых и талантливых фотографов. Именно ей мы обязаны «проявлением» Дмитрия Бальтерманца и массой новаций в дизайне журналов. Вот, что писала Софья Дымшиц про фото на обложке:

«Оно должно было быть разворотным, одно на обе страницы. Так как обложка печаталась в цинкографии на хорошей бумаге, работницы обложку снимали и вешали на стенку, как картинку. Таким образом, обложка давала не только агитационное восприятие, но и в известной степени и эстетическое».

Юбилейный номер журнала "Работница и крестьянка". 1933
Юбилейный номер журнала «Работница и крестьянка». 1933

Софья Исааковна Дымшиц-Толстая умерла в полной нищете и безвестности, в 1963 году. Еще в 1950 году написала письмо Сталину с просьбой назначить ей пенсию, как бывшей жене Алексея Толстого — безрезультатно.

После ее смерти, чтобы освободить комнату, дочь отдала все холсты студентам, чтоб они их записали. От Софьи Дымшиц осталось всего несколько работ в Русском музее, сохранились несколько фотографий и репродукций с масляных работ, несколько поздних рисунков и акварелей.

Софья Дымшиц-Толстая. Компас. 1918
Софья Дымшиц-Толстая. Компас. 1918

Работа «Компас», представленная на выставке «Передовой отряд», относится к «татлинскому периоду» и мы видим характерный для Софьи Дымшиц интерес к необычным материалам, и нарушением плоскости, но не таким решительным, как у Татлина — помимо традиционных холста и масла, Софья Дымшиц использует песок и веревку.

Читать еще: Владислав Стржеминский. Боец передового отряда

Выставка «Передовой отряд», посвященная 100-летию авангарда в Самаре, открыта в Самарском Художественном музее до 21 мая.

Иллюстрация: Мартирос Сарьян. Женщина в маске. (Портрет С.И.Дымшиц) 1913

pNa

Оставьте комментарий