Один из командиров «отряда» — художник Самуил Адливанкин.
Из всех бойцов «Передового отряда» у Самуила Адливанкина, наверное, самая длинная, и, в общем, благополучная жизнь. Он прожил почти 70 лет и умер в статусе живого классика социалистического реализма. Хотя кондовым соцреалистом никогда не был.
Как же сумел Самуил Яковлевич прожить так долго в условиях репрессий и потрясений? Сумел остаться художником с узнаваемым собственным стилем? Был признанным, но при этом не попал в любимчики властей?
Ответ можно найти на выставке «Передовой отряд», взглянув на автопортрет художника, который так и назван «Уполномоченный самарского ВХУТЕМАСа». Молодой человек, с перевязанным ухом и трубкой, с лукавым видом.
Если вдуматься, то эта работа наполнена очень тонкой иронией и самоиронией — чего стоит название автопортрета! — и, обозревая жизненный и творческий путь Адливанкина, можно сказать, что именно такая жизненная стратегия помогла Самуилу. Он ко всему относился с юмором.
Глядя на лукавый автопортрет, надо помнить, что в этот момент, в Самаре, художник создавал, в основном, авангардные композиции, вполне в духе Татлина, у которого учился в Москве, до приезда в наш город. И это были хорошие, талантливые работы — одна из них на обложке знаменитой книги Сарабьянова «Неизвестный авангард».
Но — неожиданно быстро, от беспредметного «левого» искусства художник вдруг переходит к эстетике лубка, примитивизма, делает вещи почти карикатурные.
На выставке «НОЖа» в 1922 году, Адливанкина ругают как раз за этот взгляд, который из всей массы революционных событий выхватывает самые нелепые, отталкивающие моменты.
И в самом деле, не вызывает восхищения и патетического восторга красноармеец Адливанкина со своей кралей, но это, пусть и смешные, карикатурные, но живые и узнаваемые типажи.
И хотя за произведения Адливанкина и других «НОЖей» вступился лично наркомпрос Луначарский, а карикатуру с поддержкой (!) выставки опубликовал только-только созданный сатирический журнал «Крокодил», объединение прекратило свое существование, а выставку закрыли. Но сам подход, по крайней мере, в творчестве Самуила Адливанкина сохранился.
Работы Адливанкина во второй половине 20-х продолжают лубочный и гротескный стиль, но примитивизм, постепенно уступает место работам с карикатурным экспрессионизмом — на работе «Герои у них» награждаемый палач с явным свиным рылом вместо носа.
Но это был юмор относительно безопасный, направленный на «них». А вот работы «Ликвидируем прорыв» или «Голосуют за исключение кулака из колхоза» уже не так однозначны. И если понимать, что нарисовано на картинах, то и улыбки крестьян, которых не раскулачили сегодня выглядят уже не так весело, да и самого исключенного кулака отчаянно жалко. Человек обречен. Такая вот ирония жизни.
Долгие годы в своем творчестве Самуил Адливанкин балансировал на этой грани между юмором, иронией, гротеском, сатирой. Но. Так как сам он, по рождению, был местечковым евреем из Могилевской губернии, такой стиль жизни был у него в крови. Современники, вспоминая Самуила Адливанкина в последние годы его жизни отмечали его внешнее сходство с Евгением Леоновым. Можно даже предположить — больше всего Самуил Яковлевич походил на Тевье-молочника из «Поминальной молитвы».
Радостные, буквально светящиеся весельем портреты Адливанкина, написанные уже в 60-е годы — это отдельный стиль, мини-жанр., совсем не соцреалистический. Потому что ни поэта Слуцкого, ни скульптора Фрих Хара, ни художников — соседей Адливанкина по легендарному дому на Масловке, никогда не писали так — с добрым юмором, иронией и веселой симпатией, которые помогают раскрыть характер, избегая насыщенности и пафоса.
Из всех героев передового отряда Адливанкин был самым признанным и выставляемым, но и его творческий путь до сих пор мало изучен, не оценен по достоинству.
Впрочем, это можно сказать обо всех бойцах за будущее. И хотя время уходит, очевидцы давно умерли, безвозвратно утеряно наследие… Помнить об этих творцах, значит, продолжать дело русского авангарда сегодня.
Они были очень разными — бойцы передового отряда русского авангарда.
Выставка «Передовой отряд», посвященная 100-летию авангарда в Самаре, открыта в Самарском Художественном музее до 21 мая.
Позвольте внести поправку: портрет не Светлова, а Слуцкого.
Спасибо. Очень лестно ваше внимание!