Самкульт рассказывает о самом известном самарском художнике — Василии Ефанове.
Наш земляк Василий Ефанов к началу Великой Отечественной Войны был уже прославленным живописцем. Почти классиком соцреализма. Хотя на автопортрете 1942 года перед нами вполне еще молодой, но усталый человек. Совсем не похожий на патриарха стиля и создателя аплодисментного реализма. Перед нами солдат. Воин, выбравший минутку среди боев, чтобы отдохнуть от ратного труда. Он прошел долгий путь по извилистым дорогам русской истории.
От улицы Шихобаловской
Вася Ефанов родился 10 ноября по старому стилю в 1900 году, на улице Шихобаловской, сейчас — Ленинской. В семье крестьян, перебравшихся в губернский город и ставших мещанами.
Учился Василий, как мальчик простого происхождения, в единой трудовой школе II ступени , потом – в местном Художественно-промышленном техникуме у художников-декораторов Ф. Чижова и П. Краснова. Успехи в рисовании и живописи были так очевидны, что Василий решил отправиться в Москву, чтобы продолжить обучение там. И поехал он не один, а со старым другом.
Друзья детства
Василий Ефанов с самого детства дружил с Николаем Симоновым. Тем самым, который станет потом прославленным актером и так же как Василий — многократным лауреатом сталинской премии. Правда, не за живопись, а за игру в кино.
Василий и Николай вместе учились в Самарском Художественно-промышленном техникуме и разрывались между страстью к живописи и любовью к театру. На первом этапе искусство победило и друзья отправились в северную столицу поступать в петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств).
Николай поступил, а Василий — нет. Симонов еще проучится несколько лет в разных художественных заведениях, будет учиться у Петрова-Водкина, но, в конце концов, сцена победит мольберт и Николай Симонов станет великим русским актером. У его друга Коли путь к славе окажется длинней и сложнее.
Василий Ефанов. Автопортрет. 1924. СОХМ
Дорога в искусство
Василий Ефанов не поступил с первого раза в художественные мастерские в Петрограде, не поступил во ВХУТЕМАС в Москве, но все-таки перебрался в столицу и начал обучение на легендарных курсах рисунка Кардовского.
В своих статьях я уже упоминал этого знаменитого педагога и художника. Он воспитал десятки знаменитых советских художников, будучи при этом совершенно несоветским человеком. Кардовский происходил из дворян Ярославской губернии, прославился как художник рисующий на библейские темы в духе строгого историзма, как книжный график, Кардовский оформлял сборник “Жемчуга” Николая Гумилева в 1910 году…
Окончив курсы Кардовского в 1926 году Василий Ефанов начал сотрудничать в качестве иллюстратора с журналами “Пионер”, “Костер” и «Красноармеец и краснофлотец». Поработал он и в театре — четыре года отдал Ефанов труду художника-оформителя в “4 студии МХАТ”. Собственно, грамотное использование театральной темы в неожиданном контексте и прославило Ефанова. Но прежде чем найти свой стиль, ему пришлось написать Перекоп.
Обложка журнала «Красноармеец». 1928
Арт-штурм Перекопа
Василий Ефанов был членом АХРР и в 1933 году участвовал в выставке к 15-летию Красной Армии с очень конъюнктурной картиной “Ликвидация антоновщины”. Из всех подвигов, совершенных РККА за 15 лет он выбрал именно этот сюжет — подавление крестьянского восстания. Это было проявлением тонкого политического чутья. Ефанова после этой картины заметили и он был приглашен в группу художников, создававших по инициативе Ворошилова диораму “Штурм Перекопа”.
Огромное полотно было посвящено последней большой битве Гражданской войны — переходу Красной Армии через Сиваш и прорыву в Крым. Работе уделялось большое идеологическое значение, писать штурм Перекопа собрали ударную бригаду из лучших художников СССР.
Диорамную бригаду, возглавил Б. В. Иогансон. Так же в нее входили Г. Н. Горелов, А. В. Моравов, А. А. Пластов, П. П. Соколов-Скаля. Панорамной руководил Г. К. Савицкий, помощниками его были Н. П. Христенко и В. П. Ефанов. От Главного Политического Управления Красной Армии консультантом был назначен участник гражданской войны и штурма Перекопа генерал Карбышев.
Рождение соцреализма
Диорама “Штурм Перекопа” была уникальным произведением пропаганды, а не только изобразительного искусства. В 30-е годы, в СССР, параллельно с формированием тоталитарной системы и ростом культа личности, формировалось и представление о новом обществе — идеальном СССР — прекрасной стране победившего социализма.
“Штурм Перекопа”. Фрагмент диорамы. 1928
В “Штурме Перекопа” еще нет соцреализма — это произведение в традициях русской реалистической школы, но тут нет ничего специально «социалистического». Василий Ефанов был, наверное, первым художником, который составил правильный рецепт соцреализма — нужно показывать в живописи именно и только то, что стало возможным при социализме.
Актрисы и летчики
Одной из первых картин того, что позже назовут “аплодисментным реализмом” стало яркое полотно «Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского».
Василий Ефанов. «Встреча слушателей Военно-Воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К. С. Станиславского». ГРМ
Герои-летчики, классики русского театра и великие русские артисты — все вместе. Каманин и Станиславский рядом. Тут уж никто не скажет: “не верю!” Была ли эта встреча на самом деле? Какая разница?! Она должна была быть в Стране Советов, эта незабываемая встреча, возможная только тут.
Сталин и другие
Да, самая знаменитая работа Ефанова — шедевр, без преувеличения, социалистического реализма — грандиозное полотно “Незабываемая встреча”. Яркая и пышная картина, действительно, незабываемая. Очень хорошо иллюстрирующая наш социалистическую действительность. Ведь с вождем всех времен и народов встречаются не какие-то работницы, а жены руководителей, для которых Иосиф Виссарионович и правда, отец родной. Тихо и скромно сидят, как невидимки, соратники Ильича и даже его жена, ведь эта встреча — не с ними….
Впервые картину выставили на Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма», которая проходила в Москве в марте 1939 года перед открытием XVIII съезда ВКП(б). Это был грандиозный художественный смотр достижений социализма. 469 авторов выставили 1015 работ. Картина Ефанова была представлена под первоначальным названием «Незабываемое». И вместе с одиннадцатью другими произведениями была удостоена Государственной Сталинской премии. А уже в 1941 году картину приобрела Третьяковка.
Незабываемая встреча (Руководители Партии и Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жен хозяйственников и инженерно-технических работников тяжелой промышленности в Кремле). 1938. ГТГ
Советский, значит, первый!
Василий Ефанов, когда создавал это полотно, на много лет предвосхитил идеи поп-арта и Энди Уорхола. Он написал большое и яркое полотно по газетным черно-белым фотографиям, просто представляя, какой должна быть эта встреча. Художник хотел чтобы она выглядела реалистической? Социалистической? Фантастической?
Только знаменитый американец не писал кистью, а лениво шлёпал шелкографию, а Ефанов тщательно выписывал каждую жилку на лике вождя.
Просто в Америке доминировал доллар, а в СССР — советская власть. И Ефанов вполне в духе модернистских концепций рисовал только самые важные символы меняющейся эпохи… Ленин и Горький в Горках, Сталин у постели больного Горького… Уже в 1938 году Ефанов получает грандиозный заказ — роспись павильона СССР на выставке в Нью-Йорке. Он пишет монументальное полотно “Лучшие люди Страны Советов”, которое потом с триумфом отправится по миру. Советская власть любила хвалиться своими достижениями.
“Лучшие люди Страны Советов”. Павильон СССР на выставке в Нью-Йорке. 1938
Но Ефанов, хоть и был придворным, оставался очень талантливым и тонким художником. Все его работы выполнены на высочайшем художественном уровне, а галерея портретов работы Ефанова — одна из самых представительных в истории советского искусства.
Художник на войне
Василий Ефанов встретил войну уже знаменитым и очень успешным мастером. Он уже получил свою первую сталинскую премию. Осенью 1941 года Ефанов возвращается в Куйбышев. И около года живет и работает здесь, на своей малой родине. Еще жива его мать и он пишет портрет матери, но главная работа — это фронт. Ефанов недолго высиживает в тылу и с другими художниками отправляется на передовую.
Уличный бой. 1942. СОХМ
В 1942 году, под огнем, он создает серию зарисовок про оборону Сталинграда. Его автопортрет относится к этому периоду. Василий Ефанов не отсиживался в тылу — ведь и портреты солдат можно было рисовать по фотографиям — нет, он отправляется туда где и кипят бои и рисует с риском для жизни, в окопах, рядом с бойцами.
Четыре премии и одна слава
Уже после войны Ефанов получит еще три Сталинские премии и станет совсем уже забронзовевшим, но… продолжит работать и создавать талантливые портреты, прекрасные пейзажи, сценографию и графику.
Чтобы понять уровень Ефанова-портретиста достаточно посмотреть на созданный им в 1963 году портрет молодой тогда Галины Вишневской. А что касается Сталина и других вождей… Василий Ефанов создал наше искусство 30-х. Согласны ли мы с ним, нравится ли нам тот или иной исторический персонаж — уже неважно. Мы смотрим на эту эпоху холстами Ефанова.
Жаль, что в Самаре не помнят своего выдающегося земляка. Василий Ефанов — наш самый прославленный художник, солдат Победы, творец большого советского стиля.