Афиша Наследие:

35 лет назад в Куйбышеве выступил Виктор Цой

12 апреля 2021

12 апреля 1986 года, когда в СССР отмечали 25-летие первого полета человека в космос, в Куйбышеве дал несколько концертов Виктор Цой.

Концерты проходили в ДК 9 ГПЗ и кафе «Согласие». Организатором гастролей был самарский журналист и ди-джей Александр Астров.

Вот, что он рассказал об этом визите в интервью «Самкульт».

– Когда вы привозили в 1986 году Цоя, на что ориентировались? Он ведь был совершенно неизвестен здесь…

– Надо понимать, насколько много тогда было непонятного и случайного. Я знал, чего я хотел, но у меня не было жестких преференций, да и не могло быть. Расчет был на то, что вдруг получится. Я довольно долго разговаривал с Гребенщиковым, и что-то там не складывалось. А потом Цой, когда мы уже договорились и ехали с ним в Самару, сказал, что Гребенщиков пожалел: эх, а я не знал, если бы знал – с тобой бы поехал…

Крестный отец русского хип-хопа. Интервью Александра Астрова

– Но мотивация какая у вас была? Хотя коммерческая в 1986 году навряд ли…

– Нет, о коммерции никто не думал. Потому что, если бы думал о коммерции, то я не стал бы привозить «Ночной проспект» или «Центр».

– У нас было три концерта Цоя за один вечер?

– Два. Сразу из аэропорта – в ДК 9 ГПЗ, там был концерт в таком полупустом зале. Но концерт нигде больше быть не мог. Потом мы у Рахилькина, который тогда работал сторожем в школе рядом с ДК, пили какую-то гадость. Потом он пошел в «стекляшку» Промышленного райкома. Там был не концерт, а больше такой «трепологии», за которую меня, кстати, уволили потом с работы. И это все было в пятницу. На следующий день был концерт в «Согласии», в воскресенье мы выпивали и смотрели видео у Лукина дома, а в понедельник они уехали. Был еще «Гаудеамус»! Ночью того же дня, когда был концерт в 9 ГПЗ, мы поехали в «Гаудеамус», где тогда репетировала «Седьмая ступень».

Кстати, Куйбышев был первым городом, где состоялся фестиваль, и приезжали «Центр», «Бригада С», «Ночной проспект». И это был первый случай в истории советского рока, когда музыкантам платили деньги наличными, просто на месте. И потом, когда приезжали «Звуки Му», они уже приезжали, зная, что в Куйбышеве платят сразу.

А вот что рассказывает об этом визите руководитель Ленинградского рок-клуба Николай Михайлов.

Николай Михайлов:

Однажды мы с Виктором приехали в город Куйбышев. Это было в апреле 1986 года, за две недели до Чернобыльской катастрофы. Пригласил нас Саша Астров. Мы приехали с очень такой любопытной миссией: я рассказывал о деятельности рок-клуба, а Виктор, не будучи очень разговорчивым человеком, пел в каком-то музыкальном кафе…

Жили мы во Дворце Молодежи. А началась эта поездка с того, что в местном Доме самодеятельности Виктору прямо по приезду заплатили 80 рублей… Он сказал: «Да-а, это, конечно, не деньги, но впервые мне платят, когда я даже еще не раскрыл гитару».

А завершилось все это в каком-то кафе, где был какой-то вечер какой-то комсомольской организации. Они очень нападали на Виктора за то, что он поет такие безыдейные песни. И мы, как могли, с Сашей Астровым, защищали его.

Виктор совершенно разозлился и на нас и на них и спел песню «Я объявляю свой дом безъядерной зоной». На что те самые комсомольцы начали говорить: «Вот может же человек, ведь понимает, что в этой жизни нужно, у него есть идейная позиция».

Но тут уже разозлились мы с Сашей. И начали говорить: «Неужели не понимаете, что безъядерная зона — не только зона, свободная от ядерного оружия, но и свободная от электростанций атомных…». «Которые имеют обыкновение времени от времени взрываться», — сказал Виктор…

И две недели спустя случилась Чернобыльская катастрофа. Не знаю, как себя чувствовали комсомольцы, а я себя чувствовал не очень-то уютно после этой поездки.

Больше за свою жизнь Виктор Цой в наш город не попадал. Это были его единственные концерты в Куйбышеве-Самаре.

Фотографии со страницы Юрия Салтаева

 

pNa

Оставьте комментарий