Самкульт вспоминает все «ужасные» песни одной из самых страшных для советской пропаганды западных групп.
Сегодня музыка AC/DC кажется невинной и наивной, но 40 лет назад австралийский коллектив был в нашей стране не просто под запретом. Это был настоящий жупел. Одна из страшных общих тайн комсомола и советской школы. Такими же чудовищными, как AC/DC (но не страшней!) были только размалеванные KISS и поедатель летучих мышей Оззи Осборн. В чем же была ужасность группы?
Во-первых, бдительная советская пропаганда уже тогда мастерски находила реабилитацию нацизма. А в лого группы, исполненным готическим шрифтом (тоже нехорошо!) фигурирует молния!
Что это значит? Симпатизируют идеям неонацизма они, тем более, играют агрессивный хэви-метал рок, который здесь за музыку никто не признавал, даже наоборот — активно обсуждалось в райкомах, как децибелы, ритмы и прочие сигналы вуду пробуждают в слушателях агрессию, низменные инстинкты и делают нашу молодежь дебилами, которые только и могут патлами под свои виа трясти…
Ну и еще, в качестве вишенки на этом идеологическом торте, обвинения в сатанизме. Альбом с названием «Автострада в Ад», на обложке которого гитарист группы Агнус Янг красовался с рогами — такого аргумента советским людям было более, чем достаточно. Сатанизм, почему-то считался даже хуже религиозного фанатизма, хотя, казалось бы в атеистическом обществе… Впрочем, такие идейные зигзаги были частью жизни в СССР и никого не удивляли. Тем более, что фашисты, дьявол, хэви-метал — это все одиозные символы загнивающего Запада, тут и связи никакой искать не надо — вали в кучу!
И эта куча производила на советского школьника неотразимое впечатление. Тем более, что впервые он узнавал об AC/DC из надписи шариковой ручкой на парте или монетой по побелке в толчке.
За это наказывали. Не дай бог, засекут за созданием такой надписи — мало не покажется. Но смелость очаровывает. И тогда одноклассник приносит взятую у старшего брата на день фотку. Мутную, с потеками фиксажа и диким контрастом. Это обложка хайвей ту хэлл. Про автодорогу в ад вашего английского понять уже хватает, рога на кепке Ангуса видны так отчетливо, что глазам не верится. Сбившись в кучку, вокруг счастливца с фоткой в руках, на короткой перемене, перед контрольной по матике, мы все попадаем в чудесный мир. Длинных волос, гитарных риффов и девичьего визга. Мир рока.
Но мы еще не знаем об этом и весь этот безумный мир сконцентрирован пока в этой фотке. Мы еще ни одной песни не слышали и не знаем как они звучат, но уже знаем, что нет ничего круче! Потому что Комсомол, вожатые, учителя и взрослые люто ненавидят AC/DC — так же не услышав ни одной песни и даже не видя размытой фотки с рогами. И мы так же люто начинаем царапать парты и стены лого с молнией. Даже не зная, что крамольное название обозначает всего лишь постоянный-переменный ток. И старшая сестра Янгов взяла его с шильдика на швейной машинке. Вот и весь сатанизм в позднем СССР.
А потом мы услышали этот альбом, на ужасных кассетах, сквозь хрип колонок магнитофона Весна. И сразу поняли, что не ошиблись в своих ожиданиях. AC/DC уже почти полвека остается самой хулиганской и шумной группой, не злой, но заводной и немного дурацкой, как образ Ангуса Янга в коротких штанах, курточке и с ранцем. Это гениальная идея все той же старшей сестры — она предложила брату наряжаться на концерт в школьный костюмчик. Как она могла догадаться, что через много лет, глядя на болтающийся за спиной Ангуса ранец, когда он скачет по сцене в полуприсяде на одной ноге, ты вспомнишь свою школу, ранец и запретное лого на парте, очутившись на мгновение в тех временах.
Приятного путешествия по автостраде в Ад!
Whole Lotta Rosie
Live ’77 At The Hippodrome
Let There Be Rock
If You Want Blood (You’ve Got It)
Dirty Deeds Done Dirt Cheap
Hells Bells
Thunderstruck
Live at Donington, 1991
You Shook Me All Night Long
TNT
Live ’77 At The Hippodrome
T.N.T.
Live At River Plate, 2009
Back In Black
Highway to Hell
Спасибо вам А-Цэ-Дэ-Цэ за наше счастливое детство, за здоровый советский сатанизм и прекрасную, юную и вечную ярость ваших песен. Вы нас не обманули — это шоссе действительно приводит в ад. Но школьная форма и ранец до сих пор к лицу Ангусу Янгу. И даже в аду, пусть будет рок!