Сегодня Юлию Борисовичу Бриннеру исполняется 95 лет. Без пяти лет век назад он появился на свет во Владивостоке. Самкульт поздравляет всех с этим юбилеем и вспоминает, где блистал бритый череп Юла.
Фото: Юл Бриннер в роли майора Сурова. «Путешествие». 1959
Всегда идеально бритая голова стала экстравагантной маркой Юла Бриннера в 1951 году, когда актеру исполнился всего 31 год. Ход был неожиданный, и он сначала сделал Юлу карьеру, а потом почти погубил ее. Впрочем, Юлий Бриннер имел такую биографию, что его к моменту начала артистической карьеры трудно было вообще хоть чем-то удивить. В три года — бегство с матерью из Владивостока в Харбин, а потом, с приходом японцев, дальше — в Париж, знакомство с Кокто и его компанией: Марэ, Дали, Пикассо. Наркомания и лечение.
Выступления в цирке с номером «летающий клоун», который пользовался большим успехом у зрителей. Потом увлечение цыганством и несколько лет в парижских кафе, потом возвращение в Харбин, и уже оттуда — в США. Спасать маму от лейкемии, а самому Юлию — начать учебу у великого русского актера Михаила Чехова. Юлу Бриннеру был 21 год. Параллельно с учебой Юлий работал грузчиком, снимался обнаженным + вещал на оккупированную Францию, в качестве диктора радиостанции американского офиса военной информации. И только потом стал актером.
Но Юл все равно любил рассказывать о себе истории — легенда о том, что он является потомком монгольского хана вошла даже в официальные биографии. Кстати, и цыганом Юл Бриннер не был, хотя в 30-е успешно исполнял в русских кафе Парижа цыганские песни, возглавлял международный союз Романи, и записал в 1967 году с Алешей Дмитриевичем пронзительную пластинку цыганских песен Gipsy and I. Но для всего мира он прежде всего —
Король Сиама Монгкут
Король и я (1956)
Первая большая роль Юла и сразу — «Оскар». Сюжет про англичанку, приехавшую в середине XIX века образовывать королевскую семью в Сиам, дает массу возможностей. И Юл Бриннер в паре с Деборой Керр даёт. Для Бриннера этот сюжет стал одним из главных в жизни — на сцене он сыграл короля Сиама 4625 раз за тридцать с лишним лет!
В театре он играл короля Сиама с 1951 года, поэтому в фильме его игра отточена до совершенства. Это была великая роль Бриннера, и он выходил в ней даже смертельно больной с раком и метастазами в позвоночнике, играя так, как мог только Бриннер. И сейчас 60 лет спустя этот фильм достоин внимания, хотя бы из-за своей трогательной голливудской наивности и великих актеров.
Фараон Рамзес
10 заповедей (1956)
Фильм, который на полном серьезе рекламировался, как «главное событие в истории кино». Самый масштабный библейский боевик или религиозный пеплум. Четырехчасовое действо, повествующее о библейских приключениях евреев в Египте. Где на фоне мощных декораций и египетских масштабов фараон Рамзес, сыгранный Бриннером, выглядит живым богом. Свою роль он получил во многом благодаря своей экстравагантной внешности.
Генерал Сергей Бунин
Анастасия (1956)
Великолепный фильм с Ингрид Бергман, блистающей в роли, достойной ее таланта. Образ, спасшейся от казни Анастасии Романовой и/или женщины, выдающей себя за русскую принцессу. Несмотря на то, что фильм после своего выхода убедил публику — Анастасия спаслась, в сценарии все не так прямо, да и вообще фильм немного о другом. И троица героев, скорее, аферисты, чем спасители престола, да и героиня Бергман — то ли сумасшедшая, то ли ловкая мошенница.
Очаровательный генерал Бунин постепенно влюбляющийся в свою загадочную протеже — первый «русский образ» Бриннера. Его фактура и здесь сыграла свою роль. Собственно, игра этой пары и пышная атмосфера «классического» Голливуда делают этот фильм интересным по сей день.
Дмитрий Карамазов
Братья Карамазовы (1958)
Демонический русский в исполнении Юла Бриннера в этой экранизации Достоевского, так и не находит для себя подходящего партнера. Поэтому фильм стоит смотреть только ради Бриннера. Всё остальное — либо почти клюква, что в случае с классикой обидно, либо вольность, мягко говоря, опрокидывающая всю «достоевщину» сюжета. И только великолепие Бриннера спасает эту слабую картину. Впрочем, во время тотального забвения классики, такой Карамазов, наверное, лучше, чем никакого?
Жан Лафит
Флибустьер (1958)
Благородный пират полувековой давности. Без ужимок и гримас с патриотическим, хотя и вполне коммерческим духом. Страницы героической истории США. И хотя сам по себе фильм является переделкой картины 1938 года, в прокате особого успеха не достиг, и остался в истории, в основном, как единственный кинофильм режиссером которого выступил Энтони Куинн, посмотреть его стоит. Хотя бы ради героического и брутального Юла Бриннера в красивом наряде, со шпагой и в парике.
Джейсон Компсон
Шум и ярость (1958)
Сюжет Фолкнера прочитан достаточно вольно, но история рассказана с такой силой и убедительностью, что выделяется даже в фильмографии Бриннера. Фильм перенасыщен подтекстом, сплошной фрейдизм, атмосфера искрит, психологизм ситуаций подчеркивается прекрасной игрой актеров.
Не только Бриннер, но и весь ансамбль великолепен. И хотя сейчас такой стиль кажется наигранным и даже декоративным, перед нами настоящая американская классика, сделанная, как обычно, при активном участии русских.
Майор Суров
Путешествие (1959)
Актуальный боевик. Из Будапешта, охваченного антисоветским восстанием, пытаются в Вену попасть иностранные граждане. Из буржуазных стран. На границе их задерживает советский майор с простой фамилией Суров, подозревающий буржуазных граждан в шпионаже. Но это только для вида. На самом деле суровый майор Суров хочет обольстить прекрасную Диану. Еще несколько лет назад этот фильм выглядел довольно архаичным, но сейчас неожиданно приобрел актуальность. Отношения Востока и Запада тут показаны очень рельефно. И этот тот самый майор, под ногами которого, мы — лёд.
Соломон
Соломон и Шеба (1959)
Еще один библейский боевик и лавстори одновременно. После провала «Братьев Карамазовых», которые по мнению Бриннера до уровня Достоевского не дотянули, актер впал в депрессию, поэтому царя Соломона сыграл откровенно слабо. Без эмоции и страсти. Как экстравагантный истукан. Считается, что это одна из слабейших ролей актера. Если здесь и есть на что смотреть, то это Джина Лоллобриджида в лучшей форме, тщетно пытающаяся обольстить безразличного Соломона.
И где-то в это же время Юл Бриннер, на свой страх и риск, выкупил у Акиро Куросавы права на сценарий «Семи самураев». И сыграл главную роль в фильме «Великолепная семерка».
Великий во всем…
The first image comes from yulbrynner.net, you should at least give some credits if you are going to butcher it and use it without the author’s permission.