Наследие:

Три шедевра Сергея Прокофьева, которые должен знать и любить каждый!

24 апреля 2016

228081-8

125 лет исполнилось Сергею Прокофьеву — русскому гению XX века. Один из крупнейших композиторов в истории русской музыки, Сергей Прокофьев оставил большое наследие. Но сегодня хочется напомнить всем о тех произведениях композитора, без которых невозможна не только русская, но и мировая культура. Прокофьев сделал это! С днем рождения, Сергей Сергеевич!

«Петя и Волк»

Как-то так получилось, что в мировом рейтинге — это главное, самое популярное и самое узнаваемое произведение Сергея Прокофьева и русской классики XX века — возможно тоже. Симфоническая сказка исполнялась бессчетное количество раз всеми, кем только можно — от Михаила Горбачева и Питера Устинова до Дэвида Боуи и Стинга с Клаудио Аббадо. Очень важно, что вход детей в мир симфонической музыки во всем мире традиционно происходит с помощью наших Пети и волка.

Сергей Прокофев покинул Россию весной 1918 года и вернулся весной 1936. За эти годы он был в России только дважды с гастролями — в 1929 и 32 годах. А так — жил, в основном, в США, с женой испанкой и почитался серьезным композитором-авангардистом. «Петя и волк» — это его первое произведение написанное на новой советской Родине для детского театра Натальи Сац. Был до этого саундтрек к великому фильму «Поручик Киже», но этот заказ советского минкульта Прокофьев выполнил еще из-за границы. А вот «Петя и волк» — это такой мост между культурами и его фантастическая популярность, отчасти, основана и на этом тоже. Предлагаем две мультверсии этой истории — отечественную, кукольную и европейскую, от 2007 года

«Александр Невский»

Пуристы могут упрекнуть Самкульт в небрежности, мол, «Александр Невский» у Сергея Прокофьева существует в виде разных произведений, но речь идет не о произведениях, а о том, что Сергей Прокофьев, который рвался на Родину и с воодушевлением относился к работе на Советскую власть, еще до войны (1938) написал для фильма Эйзенштейна настоящий гимн русского патриотизма. «Вставайте, люди русские!» — та самая боевая песня русских воинов, встающих на пути псов-рыцарей. И фраза: эх, коротка кольчужка! — произносится под эту музыку. А сколько русских с этими словами и этой музыкой-набатом пошли на смерть за Родину?

Конечно, есть в этом некое противоречие — перекормленный властью вчерашний композитор-модернист пишет псевдорусскую песню. Но именно у Прокофьева такое право было даже по рождению. Его мать — прекрасная пианистка, происходила из крестьян графьев Шереметевых, котрые всегда получали прекрасное образование. Именно мать подтолкнула Сережу к занятиям музыки, и мальчик из донецкой степи стал великим композитором XX века.

«Ромео и Джульетта»

В этом сказочном балете присутствует самая популярная в интернете музыкальная тема, вышедшая из под пера Прокофьева. Возможно, знатоки удивятся, но это «Танец рыцарей». Балет Прокофьева такая же визитная карточка России XX века, как и фильмы Тарковского и поэзия Ахматовой.  Он является одним из самых популярных балетных произведений в мире, ставится всеми и всюду. Балет написан еще до возвращения в СССР и финал его был оптимистическим, в отличии от Шекспира, но потом вышла статья «Сумбур вместо музыки», в которой громили Шостаковича и композиторы сильно перепугались. Прокофьев переписал финал и сделал его трагическим. Как у Шекспира.

Придворный Прокофьев

Сергей Сергеевич, возвращаясь в СССР, понимал, что риски велики, но слава и возможности, ожидавшие его, позволяли рисковать. Прокофьев получил Ленинскую премию и целых шесть сталинских! Одним из выдающихся его произведений является кантата к 60-летию Иосифа Виссарионовича. Особую пикантность этому произведению тоталитарного постмодерна придает тот факт, что кантата написана якобы на основе народных песен. А точнее — псевдонародных, имитирующих фольклор и народную любовь к вождю.

Неизвестный Прокофьев

В 1948 году гроза разразилась и над головой Прокофьева. Он попал под очередную кампанию по борьбе с. На этот раз боролись с формализмом, против отступления от принципов соцреализма. И шестая симфония Прокофьева вместе с экспериментальной оперой «Повесть о настоящем человеке» были разгромлены в пух и прах. Симфония позже была признана шедевром и регулярно исполняется, а вот опере повезло меньше. Премьера состоялась только после смерти композитора 7 октября 1960 года в Большом театре. В 2002 году концертное исполнение оперы состоялось под управлением В. А. Гергиева. В 2005 году опера была поставлена Д. А. Бертманом в Геликон-опере (Москва) под названием «Упавший с неба». Для своей постановки Бертман использовал сокращённую редакцию оперы А. Г. Шнитке, с использованием музыкального материала кантаты Прокофьева «Александр Невский». В том же году опера Прокофьева была поставлена (с купюрами) в Саратовском оперном театре. Полностью (без купюр) опера ни разу не ставилась. Но тем не менее, разошлась на мемы еще в доинтернетовскую эпоху: гангрена, гангрена, ему отрежут ноги — все знают это со школы. И это тоже Прокофьев.

pNa

Оставьте комментарий