Самкульт публикует полностью все документы Ширяевского биеннале, потому что тем, кто интересуется, лучше обратиться к первоисточникам. Для тех, кто не хочет углубляться в концепции, попробуем разъяснить вульгарным языком тему биеннале — «Кэш». «Нал», по нашему. Так вот, по теме «Нал» художники имеют сообщить следующее: нам несправедливо мало платят! Уверены почему-то, что под этой фразой подпишутся все — от топ-менеджеров, до грузчиков. Это и значит, актуальное искусство. Современное нам.
Конечно, это шутка! Но первая же актуальная тема обсуждения подана очень грамотно. Было объявлено, что вход на Номадическое шоу в Ширяево сделают платным. Цена за попадание в деревню завораживала — 1000 рублей. Общественность тихо заворчала, связка «биеннале-деньги» так же, как и предстоящее решение — платить ли за поездку на биеннале, гальванизировали сообщество. Надо думать, это был виртуозный маркетинговый ход. Потому что номадическое шоу все-таки будет бесплатным и нахлынувшее чувство облегчения, скорее всего, привлечет в Ширяево даже тех, кто сомневался. И это правильно. В Ширяево ехать надо!!! Потому что —
Ширяевская биеннале является старейшей в России международной биеннале современного искусства. Она организована в 1999 году Самарским региональным общественным благотворительным фондом «Центр Современного Искусства» и проходит в селе Ширяево и Самаре, традиционно включая в себя творческую лабораторию российских и зарубежных художников, а также специальную программу выставок и дискуссионных встреч. Центральное событие биеннале – «Номадическое Шоу» пройдет 27 августа.
Биеннале 2016 года впервые проводится Средневолжским филиалом Государственного центра современного искусства, меняет периодичность проведения с нечетного года на четный и расширяет географию участников. Также впервые по итогам «номадического шоу» пройдет «номадическая выставка «КЭШ»» в частных домах жителей Ширяево с 1 по 27 сентября.
ТЕМА 2016 ГОДА — «КЭШ»
Тема вскрывает конфликт между желанием выстроить доверительные отношения друг с другом и выжить в новых правилах сетей тотального рынка. В рамках заявленной проблематики предполагается обозначить круг настоящих, аутентичных человеческих ценностей, присущих каждому, – и в маленьких локальных местах, и в глобальной ситуации сегодняшнего дня.
ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ — ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «КЭШ»
12.08 – 27.09.2016
(село Ширяево ,Самарская область)
Куратор: Неля Коржова
Художники: Группа Radesign: Антон Раков, Юлия Ратиева (Россия), Дарья Емельянова (Россия), Дмитрий Кадынцев (Россия), Пауло Паес (Бразилия), Группа ЖКП: Виталий Черепанов, Анна Минеева (Россия), Доминика Скутник (Польша), Марек Франковски (Польша), Antibody Corporation: Адам Роуз, Эрика Делленбах, Эйприл Поллард (США), Мерседес Стурм-Ли (Швеция), Андре Талборн (Швеция), Алексей Трубецков (Россия), Ольга Киселева (Франция), Алиса Николаева (Россия/Франция), Николя Куржон (Франция), группа S’ilTePlait: Бернар Тузе, Теофиль Пежу, Пьер-Лу Пивуа, Рафаэль Сайар (Франция), группа «Club Fortuna»: Курдвин Аюб (Австрия), Ксения Лесьневски (Австрия), Юлия Рублов (Германия), Сара Стернат (Германия), Мартен Хайкамп (Нидерланды), Томас С. Чунг (Австралия), Группа U/n Multitude: Никита Спиридонов, Елена Зубцова, Илья Фомин (Россия), Группа YUNRUBIN: Джоан Панг Руи Юн, Йонас Рубин (Сингапур/Дания)
Стратегия
Стратегия основного проекта Ширяевской биеннале основывается на взаимодействии исследовательских принципов актуального искусства с природными и ментальными ценностями «места».
Основной проект Центральное событие Ширяевской биеннале предлагает новую форму презентации современного искусства — «Номадическое шоу», объединяющее отдельные произведения в целостный синтетический проект с активным вовлечением зрителей в художественный процесс в рамках однодневной выставки- путешествия.
Важной составляющей структуры биеннале является международная творческая лаборатория, которая проводится как эксперимент современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель с проживанием художников в домах местных жителей 12.08 – 26.08.16
«Номадическое шоу» — возникло из слияния двух понятий: европейского — «шоу» и азиатского — «номадического», кочевого принципа жизни для освоения новых «территорий». Действие происходит только один день в формате однодневной выставки-путешествия, объединяя работы всех художников лаборатории в единое синтетическое произведение.
Концепция
Сегодня, как никогда, тема «наличных» актуальна в ситуации виртуальных платежей, при которой мы все вынуждены жить в долг. Эта новая реальность приобретает тотальный характер через систему кредитов и обостряет непосредственную зависимость каждого от непрерывного роста инфляции и бесконечных кризисов. Каждый человек жаждет накоплений как гарантии безопасности и свободы, но если раньше кредит основывался на партнёрском доверии и рисковал дающий, то сейчас ситуация прямо обратная: рискует прежде всего заёмщик. Произошла явная подмена понятий. «Креди́т» восходит к лат. «credere», что означает «доверять». Именно «солидарность» была изначальной основой взаимоотношений долга.
Искусство последних тридцати лет реагирует на эту мутацию акцентированным отказом от материального воплощения произведения, которое все меньше выражено через предмет, и всё больше обращается к коммуникативным функциям. Визуальность ускользает, тяготеет к процессуальности, тому, что нельзя пощупать. Эта стратегия направлена на поиск новых визуальных кодов и форматов диалога. Отрицая апробированные формы зрелищности, она ищет возможность показать нечто большее.
Обострился конфликт между экономическим и аксиологическим. Глобализм не допускает самобытности как таковой, перемалывая индивидуальное желание в сетевой продукт коллективных желаний. Этот болезненный вопрос затрагивает аутентичность автора, художественные инициативы и институции. Даже музей, с которым традиционно связывался вопрос об автономии произведения, перестаёт быть местом гарантированной безопасности. Теракт в Пальмире явил новую, страшную реальность — хранилище сокровенного оказалось в эпицентре взрыва.
В то же время нельзя не замечать, как система современного искусства использует художественные события для достижения экономических и политических целей. В этой связи фигура «живого» художника становится тем самым «кэшем». Выступая объектом и субъектом исследования и построения новых ценностей искусства, он «здесь и сейчас» обнажает основы взаимоотношений между государством, рынком и обществом.
Говоря о жизни в долг, нельзя обойти стороной тему общего долга, ответственности, лежащей в поле коллективного бессознательного. Художник готов сделать эту тему зримой через наивный и щедрый жест дарителя. Возможно, «наивность» (понятая как самость творца, неравного самому себе) и есть тот «кэш», который лежит в основе культуры народов. «Наивность» можно рассматривать как платформу открытости и солидарности, которая помогает жить, а не выживать в условиях постоянной борьбы. И там, где отчаяние сталкивается с инаковостью, художник готов брать на себя эту ответственность.
Доминика Скутник и Марек Франковски (Польша) в проекте «Брилианты для горы: ожерелье» переосмысляют понятие материальной «ценности», как концептуальное подношение Природе, внедряя подлинные бриллианты в Жигулевские горы в окрестностях села Ширяево. В результате обычные камни природы и обработанные, драгоценные камни оказываются в тесном соседстве. Обыгрывая традиции и эстетику лэнд-арта 60-х, авторы поднимают вопрос о непосредственной «стоимости» арт-объекта в денежном выражении, «ценности» произведения искусства или же его утопическом «бескорыстном» начале, неприводимости к знаменателю наличных денег.
Антон Раков и Юлия Ратиева (Самарская группа «Радизайн») представляют кинематической проект «Larifuga — проект бродячей мастерской». Авторы работают с такими сущностными понятиями, как «место» и «время», представляя их в едином движущемся объекте, где зритель может быть модератором движения.
«Жесткий леденец», работа австро-германской группы «Клуб Фортуна» (Курдвин Аюб, Ксения Лесьневски, Юлия Рублов, Сара Стернат) обыгрывает образ зубов как символа счастья, жизненной силы и богатства и одновременно «интерфейса» между страхом утраты и бренности. Идея проекта, по словам авторов, «проникнуть в полость рта, чтобы ощутить вкус России».
В перформансе «Антимиры» по мотивам стихотворения Андрея Вознесенского авторы из США Адам Роуз и Эрика Делленбах, называющие себя Antibody Corporation, исследуют концепцию «физической валюты» как идеи «телесного обмена», используя местный ландшафт в качестве символа «общего тела Земли». Художники ставят целый ряд вопросов: какую форму примет этот обмен — будет ли он осуществляться в общепринятых рамках института наемного труда, где на продажу выставляется трудоспособность потенциального работника? Или же в более прямолинейной и грубой форме рабства? А можно ли танец, уподобив его деньгам, сделать посредником «телесного обмена»?»
В проекте Ольги Киселевой (Франция) «Ширяевская валюта» реальность денежной̆ единицы смешивается с ее виртуальной ценностью, а современные стратегии с традиционными технологиями. Что происходит с этическими ценностями, когда экономические переживают крах? Отметим, что в постиндустриальной современности деньги как таковые представляют собой вымышленную категорию, лишенную материального эквивалента и являющие собой абстрактную ценность. Мы наблюдаем период их явной мутации. В то же время, деньги служат уникальным объединяющим феноменом и потому каждое сообщество имеет возможность выпустить собственные деньги.
Неля Коржова,
куратор основного проекта IX Ширяевской биеннале
Программа в Ширяево
15 — 25 августа
11:00 — 13:00
Авторские презентации участников творческой лаборатории /ДК Ширяево/
26 августа – 25 сентября
27 августа
«Номадическое шоу» в Ширяево
Начало в 11.20 часов от пристани в Ширяево — с прибытием кораблей,
отбытие из Самары в 8.30, с 1 причала речного вокзала
01 – 27 сентября
11:00 — 15:00
«Номадическая выставка «Кэш»» по итогам творческой лаборатории и номадического шоу
/село Ширяево, Самарская область/
26 августа
Выставка «История Ширяевской биеннале»
ДК Ширяево
открытие в 19:00
26-27 августа
Музыкальная программа
Проект «Концерт агитационной песни»
Группа «u/n multitude»
Участники: Никита Спиридонов, Елена Зубцова, Илья Фомин (Москва)
26 августа, 19:00 до 20:00 ДК Ширяево
27 августа, 22: 00 – 23:00 берег Волги
Специальная программа в Самаре
24 августа — 19 сентября
Выставка «Кэш — от символа и мечты к суровой реальности»
Куратор Мартин Шибли (Швеция)
ГБУК «Самарский областной художественный музей»
Самара, ул.Куйбышева, 92
Открытие в 18:00
На выставке представлены художники, которые работают с темой взаимосвязи между социологическими аспектами потребности в деньгах и тем, на что люди готовы ради их получения, а также возможными последствиями этих действий. Некоторые художники рассматривают тему на примере отдельно взятых сделок, другие — тяготеют к более общему осмыслению, стараясь охватить картину происходящего в масштабах социума или мировой финансовой системы. В рамках выставки тема КЭШ рассматривается в различных перспективах с позиций социологии, психологии и философии. Участники выставки: : Конни Блом и Нина Слейко-Блом, Хуан Кастильо, Феликс Гмелин и Адам Армстронг, Хуан-Педро Фабра, Оливер Ресслер, Мерседес Стурм-Ли и Алиса Йоффе
25 августа — 27 сентября
Выставка «Экология художественного пространства»
Куратор Виталий Пацюков /Россия/
ГБУК «Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина»
Самара, ул.Ленинская, 142
Открытие в 15:00
Проект рассматривает традиции, уходящие в первосхемы взаимоотношений человека и окружающей нас реальности. Его образы выстраивают диалог, в котором человеческий смысл обретается в равновесии между природой и обществом. Структура проекта раскрывается во взаимодополняющих визуальных системах, образуя универсальный генетический код жизни природы и человека. Все композиции, включенные в проект, представляют артефакты, неотделимые от художественного поведения и человеческого поступка. Они призывают находить соответствие человеческого опыта и идеалов, подчеркивая зеркальную симметрию полета, где свобода объединяет человека и крылатую природу–птицу. В рамках проекта демонстрируется альбом Ильи Кабакова «Полетевший Комаров», 1972; созданные на тему птиц фотокомпозиции студентов школы Родченко, 2014-2016; видеоинсталляция Владимира Тарасова «Larry» (1916); видеоработы Олега Кулика «Броненосец для вашего шоу» (1996) и Сергея Катрана «Казуар» (2014), мультимедийный перформанс Ираиды Юсуповой «Птицы» (1999-2001). Проект сопровождается инсталляцией из живописных произведений из коллекции Росизо, посвященных диалогу цивилизации и мира природы, поиску новой гармонической связи человека с окружающей его реальностью.
01 — 27 сентября
по субботам и воскресеньям, 15:00
Программа мастер-классов для детей и взрослых по кинематическому искусству «Преобразование вращательного движения в шаг»
Фабрика-кухня
6+
Художники: Антон Раков, Юлия Ратиева
28 — 30 августа
Дискуссионная платформа
28 августа
Теоретический симпозиум «О музее нематериального»
Часть I в ДК Ширяево
С 11:00 до 14:00
Часть II на корабле из Ширяево в Самару
С 17:00 до 19:00
«По итогам основного проекта 9 Ширяевской биеннале»
29 августа
Часть III в Самаре
Средневолжский филиал ГЦСИ, Фабрика-кухня
Самара, ул.Ново-Садовая, 149
С 11:00 до 13:00
Международная Ширяевская биеннале
Комиссар биеннале: Роман Коржов (Россия)
Куратор основного проекта: Неля Коржова (Россия)
Кураторы специальной программы: Мартин Шибли (Швеция), Виталий Пацюков (Россия)
Учредитель: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
При поддержке: Министерство культуры Российской Федерации,
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Соучредитель: Министерство культуры Самарской области
Организатор: Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ)