Новости

Русский скиталец. Выставка Николая Рериха в Самаре

14 января 2015

o77675
В художественном музее при поддержке Государственного Русского музея открылась выставка выдающегося русского художника, философа, путешественника, общественного деятеля Николая Рериха, приуроченная к 140-летию со дня его рождения.

В экспозиции представлено 72 живописных произведения — картины, созданные в России до 1918 года, работы для театра, а также полотна 1930-40-х годов.

Рерих прожил необыкновенную жизнь, которую условно можно поделить на три периода. Чуть больше сорока лет он прожил в России, которую был вынужден покинуть в 1918 году. За границей начинается новый этап — он скитается по странам Европы, живет несколько лет в США и за это время успевает создать сеть просветительских организаций. И, наконец, последние 20 лет были связаны с Индией, которую можно вполне назвать его духовной родиной.

Ранние произведения Рериха вписываются в общий контекст отечественного романтизма второй половины XIX — начала ХХ века. Это картины «Иноземные гости» (1901), «Дозор» (1905), «Сеча при Керженце» (1911). Автор делает акцент на сочных красках и простоте композиции. Уже здесь он начинает использовать темперу, которая позже станет его любимым материалом. На выставке также представлены эскизы к театральным постановкам: «Пер Гюнту» Ибсена в МХТ (1912) и «Весне священной» Игоря Стравинского для «Русского сезона» 1913 года в Париже. Балет был стилизацией народного обряда, который осмыслялся как симфоническая стихия. А в 1945 году по просьбе балетмейстера Леонида Мясина, решившего возобновить постановку «Весны священной», Рерих выполнил 5 новых эскизов к спектаклю.

Большую часть выставки составляют картины, созданные по мотивам путешествий Рериха по России, Монголии, Индии, Тибету. Все они относятся к позднему периоду творчества живописца. Лейтмотив его произведений — горные пейзажи, поражающие не только своей нездешней красотой, но и философским спокойствием и умиротворением. Человеческая жизнь — ничто в сравнении с вечными исполинскими вершинами. Здесь мы встречаем сложную симфонию красок, где переплетаются теплые и холодные тона. Композиционный центр картины выделен цветом. Цвет у Рериха вообще приобретает символическое значение. Он писал: «Через цвет звучит приказ будущего. Каждый должен подумать о ярких блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения».

Выставка продлится до 23 февраля. Художественный музей, ул. Куйбышева, 92.

Источник

Оставьте комментарий