В нашем городе все больше официозного стрит-арта. Хорошо ли это?
Вот вроде бы позитивная новость — на конкурсе стрит-арта ПФО победила работа самарской художницы Оксаны Гладковой. Она создала мурал «Чистый вдох».
Тема понятна, работа приятна. Формальности соблюдены. И даже сама картинка, скажем честно — небезынтересна.
Главный организатор фестиваля — Аппарат полномочного представителя Президента в Поволжском Федеральном округе. Уровень самый высокий.
Более того, если посмотреть на работы других финалистов, то и сомнения в обоснованности нашей победы отпадут — в некоторых регионах ПФО (судя по конкурсу) со стрит-артом все гораздо грустнее. У нас, как раз, всё модно-молодежно. Есть, конечно, Казань, но об этом — чуть позже.
А сначала — давайте удивимся, как быстро прошел самарский стрит-арт путь признания. Меньше десяти лет назад, в 2011, борьба со стрит-артом была одним из лозунгов мэра Дмитрия Азарова. Избранного главу города поддержали блогеры и была даже принята общая программа борьбы с граффити.
Воплощением зла для широкого самарской общественности стал граффитист Уби, мальчишка, испачкавший своим тегом все возможные и невозможные локации. Помните? Убийца убивает…
Не то, чтобы с той поры стало меньше тегов на самарских стенах, но отношение к раскрашенным домам в городе сильно изменилось. И теперь стрит-арт прочно вошел в наш городской культурный контекст, а муралы так и вовсе превратились в новый фетиш официозного искусства Самары.
Поворотным моментом, как и для всего развития города, стал Чемпионат.
Самара очень хотела выглядеть к Чемпионату настоящим европейским мегаполисом — открытым, современным и дружелюбным. Это хоть помните? Поэтому появились муралы, посвященные чемпионату. Сразу же была сделана мощная инъекция качественного стрит-арта — проект «Истории Чемпионов».
«Истории Чемпионов» — это 11 граффити о самых ярких моментах в истории Чемпионата мира: Диего Марадона и «Рука Бога», лучший вратарь XX века Лев Яшин, «Удар головой» Зинедина Зидана и другие. Одной из работ стала «Стена чемпионов», которую во время Чемпионата открыли олимпийские чемпионы, а в дальнейшем на ней продолжают расписываться другие спортсмены.
Из всего, что попадалось на глаза, мне больше всего понравилась вот эта серия из #Самара
Юрий Дудь
Такой удачный кейс городского продвижения сразу же был взят на вооружение. И в Самаре начался настоящий “бум муралов”.
За прошедшие с Чемпионата два года в Самаре появились десятки масштабных настенных росписей. При этом, наметилось две тенденции. Продолжение космополитической линии — это “фестиваль” Samaraground в рамках которого приезжал творить Покрас-Лампас и зарубежные гастролеры. Вторая линия — патриотическая — это серии муралов, посвященных 75-летию Победы, борьбе с пандемией, знаменитым горожанам.
Казалось бы — что в этом плохого? Патриотическое воспитание и современное искусство в одном флаконе, да еще и людям понятно, что нарисовано. Ну, или если непонятно, то хоть красиво.
Город выглядит современно, во многом, благодаря крутому стрит-арту. Да, вот здесь и начинаются сомнения.
Я даже не буду обсуждать вопрос: может ли плохое искусство воспитывать что-то хорошее. Допускаю, что и здесь могут быть разные мнения. Дело в другом.
Муралы, конечно, могут быть формой официального искусства — смотрите врубку про мексиканский мурализм, но вот только можно ли назвать, в самарском варианте, стрит-арт новым монументальным искусством?
Вам врубка про
Мексиканский мурализм
Самый удачный пример “официозного” стрит-арта — Мексика. Мурализм — художественное течение монументальной живописи, развивавшееся в Мексике в 1920—1970-х годах, отражающее общественные и политические сообщения в рамках усилий по воссоединению страны под единым правительством после мексиканской революции.
Движение возглавляли художники «большой тройки» — Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос. За полвека было создано большое количество фресок с националистическими, социальными и политическими посланиями, что положило начало традиции, которая продолжается в Мексике по сей день и оказывает влияние на искусство в других странах Америки, включая США.
Художественная идея мексиканского мурализма — мексиканское искусство должно отражать мексиканскую жизнь. В нем должны использоваться мексиканская традиция рисования людей, местные цвета, мексиканские краски и тд. Мурализм сложился в противовес насаждению и слепому копированию новейшего европейского искусства.
В Самаре прекрасные традиции монументального искусства. 23 ноября исполнилось 120 лет художнику Василию Ефанову — великому соцреалисту, мастеру грандиозных полотен. Он, например, делал роспись “Лучшие люди Страны Советов” для павильона СССР на всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Почти 180 метров — площадь картины.
Наш город украшают прекрасные монументальные произведения, например, мозаики недавно ушедшего художника Герасимова. Его мозаика на здании Дома Профсоюзов — настоящий шедевр советского модернизма.
Но это прошлое, а современная Самара, пройдя увлечение комическим монументализмом*, уверенно входит в эпоху стрит-арт-пафоса.
* Комический монументализм — стиль, получивший распространение в Самаре в начале XXI века. В произведениях монументальный эффект достигается через комизм ситуации и ощущение шока у зрителя: а чо, так можно? Известные произведения: “Усиление контраста” Андрея Сяйлева, “Космопупс” Александра Филимонова, реконструкция фонтана на площади Славы — группа авторов.
Спасибо, конечно, Покрасу — покрасил славно. Сочетание черного и золота вызывает в памяти слово “илитарный”, извините, совсем не камень Каабы. А уж когда ради произведения фестиваля Samaraground снесли аварийный дом на улице Чапаевской… тут даже самым непонятливым стало ясно — это и есть новый городской официоз.
И никого не введут в заблуждение абстрактные разводы на стенах и разговоры о том, что фестиваль только “поддержан” городом. Поддержан городом на уровне бульдозеров, если что.
Именно эта версия стрит-арта от городских властей становится преобладающей в Самаре. О вкусах, повторюсь, не спорят. Но хочется заметить, что все это, увы, недолговечно и непатриотично.
Ничего самарского, кроме части сюжетов, в этом стрит-арте, нет. Стрит-арт не становится самарским из-за того, что художник изобразил ракету или штурмовик. А уж очертания самарской области (в форме сердца!) — только низводит нашу уникальную “самарскость” на уровень дешевой штамповки. Мы этим гордимся? Творческая «копипаста» в 2020… Ну, да.
Хотя в Самаре есть свои стили стрит-арта. И даже не один. Еще в 2012 году для входной группы выставки “Течения” ЧЖНС забомбили работу прямо на застройке в музее Алабина. Брутальные, но очень живописные работы, в которых видна русская школа — это раз.
А еще есть стрит-арт Сяйлева, где множатся элементы городского культурного кода. Все начиналось с книжек, продолжилось окошками и наличниками на кирпичах. И Андрей продолжает развивать тему — прекрасное произведение из почтовых ящиков появилось на Ленинградской, напротив Почтамта. Это два.
И долговечность. Памятники из бронзы, стоят пока революция их не скинет с пьедестала. Мозаика на фасаде, хоть и разрушается, но тоже может пережить века. Но сколько проживут муралы на стенах многоэтажек? И захотят ли новые руководители города тратить силы и ресурсы на восстановление этих произведений. Или просто нарисуем новые сверху?
Впрочем, эта проблема похоже имеет решение (для чиновников) — большой экран на склоне площади Славы — сегодня это просто повод для недоуменных шуток, но через несколько лет медиа вытеснят муралы. И вопрос о том, как поменять картинку на более актуальную пропадет сам собой.
Теперь про Казань. На конкурс стрит-арта ПФО Татарстан выставил работу “Улей” — на мой взгляд, самую интересную в конкурсе и не очень гладкую по смыслу. Но зато — это работа настоящего стрит-артиста, не выполняющего “соцзаказ” от чиновников и выражающего свою точку зрения с помощью произведений.
Работа, конечно, не победила. Думаю, и в Татарстане понимали, что шансы “Улья” в конкурсе невелики. Но все-таки представили именно такой стрит-арт. Да, я знаю про голосование и как оно организовано. Но участие “Улья” подтверждает банальную мысль о том, что следование своим путем, в конечном итоге, выгоднее бесконечного услужливого виляния. Да, и тут Казань круче. Крепче.
Но это уже, вроде, и не про стрит-арт… или все-таки про него?
Самарского действительно мало. Некая «сизоворонка с ёлками», которая в проекте подавалась как «орлан-белохвост над Жигулями» осеняет путь из предместий Засамарки к Двум Мостам… Но и почтовые ящики Сяйлева по воплощению подлинно художественным продуктом не выглядят. К сожалению. Потому что «Самарские окна» и в идее, и в исполнении (я сам рядом с автором клеил плитки с фото окон, видимо, поэтому :-)) ) много удачнее… Возможно, «географический смысловой аспект» и историзм событий, которым могут быть посвящены настенные изображения (скажем, встреча жителями пос.116 км вернувшегося из космоса Германа Титова в августе 1961-го на аэродроме «Кряж», бывшего частью космической инфраструктуры СССР на первом этапе развития сферы…). Как контекст «Третьей столичности» лета 2018-го для футбольно-исторической серии…
Не смотря на большое количество «откровенно слабых» муралов, которые можно наблюдать на фасадах славного города Самара, это ,вероятно, лучше, чем ни чего… Но есть и вполне достойные образцы.