Мнения: , ,

Чтобы нас благодарила Самара

27 июля 2015

IMG_2115

Известный православный писатель Алексей Солоницын написал статью «по поводу всего, что творится на площади Славы». 

Есть в нашем городе любимые, заповедные места, которые и олицетворяют Самару, служат ее визитной карточкой. Вряд ли возникнут споры, если мы скажем, что площадь Славы и есть та самая визитная карточка.

Если подойти к краю площади, откроется дивный вид на Волгу, на створ Жигулевских ворот, на то несказанное, вольное, нежное и величавое одновременно, что являют красоту и силу не только Самары, но и России.

Время потребовало ремонта и замены лестниц со склона к набережной, замены покрытия площади, реконструкции памятных стел, на которых были запечатлены вехи исторического пути самарцев. Но занявшись реконструкцией площади и склона от нее, постепенно стали возникать новые идеи, одна смелее другой.

Остановились на идее создания мемориального комплекса.

При воплощении этой идеи любимое место отдыха, а не только праздничных торжеств, оказалось закрытым бетонной стеной и брусчаткой.

Посыпались телефонные звонки, письма в администрации областную и городскую, интернет запестрел гневными, саркастическими, а иногда и хулиганскими «лайками», в атаку на начальство ринулись наиболее активные «блогеры».

Губернская Дума дала возможность депутату М. Матвееву провести трехчасовое обсуждение возникшей проблемы. Присутствовали на этом заседании ведущие архитекторы Самары, общественные деятели, специалисты по строительству подобных сооружений. Обсуждение выложено в интернете, нет надобности его пересказывать.

Резолюцию обсуждения направили губернатору. Ответил первый вице- губернатор, объяснил, что проект реконструкции прошел общественное обсуждение, в него внесены поправки, и приминать резкие критические предложения, вплоть до сноса стены, нет надобности.

Такова в общих чертах история вопроса.

Пишу эти строки вовсе не для того, чтобы «подлить масла в огонь», принять какую-либо сторону в дискуссии. Просто хочу вы-сказать свое «частное мнение» — как писатель, как человек, любящий свой город и немало писавший о нем как в центральной, так и местной прессе, в книгах, изданных в Москве и Санкт-Петербурге, Самаре и в других городах нашей Родины и за рубежом. Слишком задевает сердце происходящее, и потому не могу отмолчаться.

Для того, чтобы по проекту зеленый холм превратить в зрительскую площадку для эстрадных представлений, его «усекли», срыв почти на четверть. Возвели уже упомянутую стену. Затрачено «на все по все» двести миллионов рублей. Понятно, что ни на какие радикальные меры, предлагаемые и архитекторами, и общественными деятелями, администрация области не пойдет, о чем прямо ответил первый вице-губернатор.

Я хочу сказать лишь о том «наполнении» Стены Памяти, о том, что будет там явлено народу.

Еще предстоит освоить столько же денег, сколько уже затрачено — двести миллионов рублей. И пока они не освоены, еще можно еще внести некоторые поправки – может, меня услышат те, кто меняет облик города.

Прежде всего, об «окнах», в которых на стене расположены исторические сведения о Самаре-Куйбышеве. Предполагалось, что они будут хорошо читаться как вблизи, с площадки перед стеной, так и с палубы теплоходов, которые прибывают в наш город.

Так вот, со стороны Волги ничего разобрать нельзя – тем более, прочесть. «Окна» напоминают захоронения – наподобие надгробных плиток с надписями на урнах, которые вложены в стену колумбария. Это впечатление усиливается торжественностью полукруга стены, парадной лестницей, ведущей к ней. Все сооружение очень похоже на мемориал не во славу, как задумывалось создателями комплекса, а как скорбное поминание усопших. Но ведь мы не на Пискаревском кладбище в Петербурге, и не на Мамаевом кургане в Волгограде.

Архитектор не учел и пространственную перспективу, как будет смотреться его сооружение со стороны Волги и набережной, как оно будет освещено и какими по размеру должны быть те или иные надписи на стене. Идея создания зеленого театра оказалось неосуществимой по этой же причине – солнце будет бить в глаза зрителям в послеобеденное время и перед закатом светить в затылок. А артистам светить в глаза. Спастись от солнца помогут лишь черные очки, вроде тех, какие надевали кот Базилио и лиса Алиса. Да и в очках вряд ли кто захочет жариться на солнце, когда рядом пляж.

Теперь о содержании надписей и фотографиях.

Удивительно, но на Стене Памяти, нет самого главного, что определяло исторический путь и облик Самары, его народа. Как будто все делалось при господстве большевистской, потом коммунистической идеологии, когда история нашего государства исчислялась с 1917 года. Но ведь России уже более тысячи , а Самаре более четырех сотен лет – ведь это же обязан знать каждый самарской школьник. « Дореволюционной» Самаре отведено лишь одно «окно» — то есть здесь уместились триста лет жизни нашего города. А все последующие «окна» на стометровой стене – о советской и постсоветской истории Куйбышева — Самары.

Получилась Доска почета. Как на большом заводе. Ну, или как в знаменитом совхозе. Лишь размеры Доски больше.

Не подумайте, что я против тех свершений, которые были при советской власти. Я против исторической однобокости, той рутинной, казенной идеологии, которая замалчивала, или просто уничтожала не только памятники, произведения литературы и искусства о героических свершениях России, и Самары в том числе, но и стирала из памяти народа имена героев прошлого. А насаждала имена во-все не героев, а часто тех людей, которые свершали чудовищные преступления.

Я не знаю, какие имена будут на стене «Аллеи героев» . И будут ли они. Эта часть комплекса еще не готова. Но по «окнам» легко предположить, что же там будет.

Итак, если они будут, то предлагаю не забыть следующих героев Самары.

Позволю заметить, что святое имя митрополита Московского Алекс`ия ( ударение ставлю потому, что это имя сплошь и рядом коверкается, неправильно произносится) известно теперь хотя бы немного знакомым с историей нашей Родины. Это он, чудотворец, ходил в Орду, вылечил от слепоты ханшу Тайдуллу и тем спас Русь от очередного разграбления ордынцами. Это он, встретившись с молитвенником на берегу Волги, узнав, что место это называют Самарой, произнес пророческие слова, зафиксированные летописцем : « Здесь будет град великий, в коем просияет благочестие и никогда оный град разорению не будет подвержен».

Это пророчество, с небольшими вариантами, теперь цитируют и серьезные ученые, и школьники, которые пишут сочинения о Самаре. Святитель Алексий – небесный покровитель нашего города с 1586 года, когда была построена крепость Самара.

Так надо ли нам забывать об этом?

Может, Аллею героев и следует открыть образом святителя?

По опыту знаю, как относятся ко всему, что связно с историей России, которая неотделима от истории Церкви. Хорошо помню, какие испытания пришлось выдержать митрополиту Сергию, когда мы буквально сражались, добиваясь возведения храма Георгия Победоносца на площади Славы. Я тогда, в 1999 году, возглавлял только что созданное общественное движение «Самара Православная» и всюду сопровождал Владыку на переговорах всех уровней. Не принять нас не могли – храм посвящался 55 –летию Победы и 2000-летию Рождества Христова, и просто так избавиться от нас было нельзя. Православная Самара, ведомая Владыкой, выстояла и победила. Теперь никто уже не сомневается в том, что этот дивный храм является жемчужиной зодчества и украшает Самару, построенный именно на том месте, за которое мы и боролись.

Прошло 15 лет, так много переменилось в нашей жизни, но осталась прежняя настороженность, натянутость в отношении к Православию со стороны некоторых чиновников. Прямо они не высказывают, как прежде, своего неприятия Церкви ( сам президент в церкви молится), но при каждом удобном случае не преминут дать укорот – вежливо, разумеется.

Есть реальные опасения, что или по незнанию предмета, или по какой другой причине, но проект, уже осуществленный на треть, оказался чужд самарцам.

Рискну высказать свои предложения, как исправить положение.

Первое. Убрать «окна», а вместо них крупными буквами, из того же титанового сплава, что и сам монумент труженику, поднявшему над собой крылья Родины, написать на Стене Славы:

Сыновьям и дочерям Самары, свершившим подвиг во имя Родины

Или:

Самара, славная, родная , ты крылья Родины несешь,
Добром и силой укрепляясь, в строю героев ты идешь
.

Я высказываю лишь идею, надпись может быть и другой. Например, взять тоже пророчество святителя Алексия. Может быть и че-канная стихотворная строка – у нас есть поэты, способные это выполнить не хуже, а может и лучше меня. Надпись будет читаться отовсюду. И не будет ассоциации с колумбарием.
Второе. Верхушку стены надо срезать – так, чтобы она не закрывала вид на Волгу и Жигули. И была строго горизонтальной, создавая гармонию с линиями здания администрации и «крылатым» памятником труженику. Должно быть единство архитектурного ансамбля.

Чтобы избежать «графити», на которые так горазда наша молодежь, со стороны стены, которая выходит на площадь, надо написать чеканную строку. Может быть, и поэтическую.

Третье. На Аллее героев не забыть:

Князя Григория Засекина — В 1586 году по указу царя Фёдора Иоанновича на Волге, при впадении в неё реки Самары под руко-водством князя Григория Засекина, который был участником ливонских походов, происходил из древнего и знатного рода князей Ярославских, стал первым начальником гарнизона Самарской кре-пости, было начато строительство сторожевой крепости, названной Самарским городком.

Памятник на набережной хороший, но здесь, на Аллее героев, уместно будет подробнее сказать о нем.

Унтер-офицера Фому Данилова, которому кипчаки в 1876 году, во время войны по присоединению среднеазиатских ханств к России, публично, с живого, снимали кожу, заставляя его отречься от Православия и встать на службу хану Маргелана. Но он не изменил присяге, не отрекся от Христа, умер под пытками. Об этом написал Федор Достоевский в «Дневнике писателя», в книжке за январь 1876 года. Герой из села Кирсановка, Бугурусланского уезда Самарской губернии.

Герои русско-турецкой войны 1877-1878 годов, прославивших себя в боях под Самарским Знаменем, врученным болгарским ополченцам Петром Владимировичем Алабиным, гласным го-родской Думы, городским головой Ефимом Тимофеевичем Кожевниковым. Образы Богородицы и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия вышили своими руками настоятельница монастыря матушка Маргарита и Варвара Васильевна Алабина. Сражаясь и защищая Знамя, в бою под Стара-Загорой погибли подполковник Павел Калитин, знаменосец унтер-офицер Антон Марчин, ополченцы-болгары. Знамя вынесли из боя, под ним и дальше сражались самарские ополчены — на легендарной Шипке, и в других боях, вплоть до победы.

В Болгарии есть величественный памятник Самарскому Знамени в городе Стара-Загора. Есть и медаль Самарского Знамени, вручае-мая особо отличившимся в борьбе за единение славян.

Нам непростительно забывать об этом, о наших героях-самарцах.

Самарское Знамя – один из высших взлетов духа наших земляков, прославивших себя в борьбе за освобождение братского наро-да. И это подвиг звучит сегодня также актуально, как и сто сорок лет назад.( 140-летие будет в следующем году).

Не следует также забывать и наше купечество – отца и сыновей Шихобаловых, отца и сына Субботниных, Соколовых, которые на свои средства построили храмы, первые в Самаре больницы, общедоступные школы, пароходы, заводы, кумысолечебницы. Особенно следует назвать купеческий род Шихобаловых: Николая Ивановича и его четырех сыновей: Михея , Матвея, Емельяна, Антона, именем которых называлась улица, в советское время переименованная в Ленинскую. Надо восстановить историческую справедливость – Ленин ничего не сделал для Самары, а Шихобаловы построили больницу, которая действует и сейчас рядом с Покровским собором. И еще были главными попечителями и главными доброхотами, давшими деньги на строительство величавого Воскресенского собора, уничтоженного большевиками, построили Троицкую, Ильинскую церкви, странноприимный дом с бесплатными горячими обедами и еще много чего, что помнила благодарная Самара, и что сейчас мы забыли.

Когда отмечают героев, у нас нередко забывают тех, кто прославил себя в литературе, искусстве.

Хотелось бы, чтобы не забыли на этот раз классика русской советской литературы Алексея Николаевича Толстого. Замечательно, что Петра Первого в знаменитом фильме по роману этого писателя, сыграл великий русский советский актер, наш земляк, Николай Константинович Симонов.
Свою театральную карьеру на самарской сцене начинала и великая русская актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова.

Называю имена только первой величины.

Надеюсь и верю, что Самара, наш родной город, с окончанием работ по возведению Стены Славы и реконструкции площади, обретет тот величавый сразу же узнаваемый вид, что и Нижегородский откос в Нижнем Новгороде, к примеру.

Чтобы Самара нас благодарила, а не горестно качала головой.

И когда мы будем подплывать на теплоходе к городу, то пусть теплая улыбка тронет наше лицо, и мы про себя тихо скажем:
— Здравствуй, родная Самара. Вот я и дома.

Алексей Солоницын, писатель, лауреат первых литературных премий имени Александра Невского (С-Петербург), философа Ивана Ильина (Екатеринбург) , св. Серафима Саровского ( Нижний Новгород), дипломант Патриаршей литературной премии им. Кирилла и Мефодия, первой премии международного кинофестиваля «Золотой витязь» (Москва).

Источник

pNa

Оставьте комментарий