Архив:

Миры и люди Игоря Хлопотова

2 апреля 2024

Игорь Хлопотов — фотограф, чье имя стало известно российским любителям фотоискусства в последние годы, хотя его путь к признанию был долгим.

С детства фотография окружала его: отец самостоятельно занимался проявкой снимков, что стало фоном для будущего увлечения Игоря. Более 15 лет назад он начал свой собственный путь в фотографии, начиная с черно-белой пленки и постепенно переходя к цветной. Игорь черпает вдохновение из разных источников: работы мастеров, повседневная жизнь, формы и цвета окружающего мира

Творчество Игоря Хлопотова балансирует между эстетической утонченностью и документальной достоверностью, демонстрируя глубокую связь автора с окружающей средой. Его работы охватывают широкий спектр сюжетов — от урбанистических сцен до тонко переданных природных ландшафтов, от выразительных портретов до минималистичных сюжетных зарисовок. Он искусно играет со светом и цветом, используя как пленочные, так и цифровые технологии, что позволяет ему добиваться особой фактурности и глубины изображения. В серии уличных фотографий он мастерски передает взаимодействие человека с городским пространством, обыгрывая контрасты света и тени, создавая динамичные композиции, наполненные ощущением ритма мегаполиса. Его пейзажные снимки, напротив, пронизаны спокойствием и естественной гармонией — мягкие оттенки и продуманное построение кадра позволяют зрителю почувствовать живую дыхание природы. В портретных работах фотограф делает акцент на эмоциональную выразительность, стремясь не просто запечатлеть лицо, но раскрыть внутренний мир модели, передать ее характер и историю. Именно эта многослойность, способность фиксировать реальность и одновременно переосмысливать ее, превращая каждый кадр в визуальный нарратив, делает Хлопотова художником, чье творчество выходит за рамки простой фиксации мгновения, превращая фотографию в инструмент тонкого исследования пространства, времени и человеческой души.  Самкульт задал Игорю несколько вопросов о фотографии и не только

У тебя очень разные по стилю работы, чем или кем ты вдохновляешься?

Это меняется: как маятник, которые движется то в одну, то в другую сторону. Иногда наглядевшись Пинхасова, хочется идти снимать цветные пятна и форму. Иногда тебе симпатичен какой-то человек и ты пытаешься придумать, в каком контексте он будет здорово выглядеть, а иногда вдохновляет банальная «форма» (куски кирпича или волны в финском заливе) или повседневная жизнь. Люди снимают потому, что не могу не снимать. А то, что является спусковым крючком — условность.

Есть ли у фотографии национальный колорит или это универсальное искусство?

И да, и нет. Несколько аспектов: с одной стороны, в разных уголках земли по-разному расположено солнце, и ты просто не может повторить светотеневой рисунок в другом месте (если речь идет о естественной съемке). С другой стороны, есть особенности самого места: например, цветные дома в районе Балат в Стамбуле и так далее. Таким образом, ум хочет ответить, что национальный колорит есть, но он больше связан с местностью, чем с людьми. При этом, конечно, есть мастера вроде Solve Sundsbo или Miles Aldridge, чьи работы не спутать с чужими, но в целом фотография — универсальное искусство, на мой взгляд.

Цифра и аналоговое фото — есть ли разница и в чем она для тебя?

Цифра многое прощает. Можно сделать последующую ретушь, с ИИ можно дорисовать пространство. Есть камеры с сотнями мегапикелей, которые открывают такие пространства для ретуши, что иной раз в это сложно поверить (один снимок может занимать гагибайты, а аренда камеры с объективом может стоит 30тр/день). С пленкой такой фокус не пройдет: ты должен попасть в экспозицию, иначе получишь черный или белый квадрат. Таким образом, пленка из-за дороговизны процесса подталкивает тебя к значительной подготовительной работе, которая часто вознаграждает прекрасным результатом. А бонусом к этом станет удивительный пленочный цвет, в разработку которого были вложены миллионы долларов лучшими людьми в индустрии из прошлого. Так или иначе, честно говоря, данный вопрос мне кажется несколько ложным: фотограф «ставит точку». Он должен или что-то «увидеть», или что-то «подготовить», если речь о постановочной фотографии. Камера — это инструмент. Объектив — это инструмент. В ютубах можно найти бекстейджи, в которых видно, как работают большие мастера, и там часто очень забавные разговоры: «дай мне объектив пошире», «дай мне объектив поменьше». Или, например, у Роверси спрашивают: «как он относится к ретуши?» А Роверси отвечает что-то вроде: «Никак, я ничего не умею — это делают на последующих процессах, которые меня не касаются». Иногда эти разговоры, мне кажутся надуманными. Особенно они нравятся людями в начале пути. Ведь тут вопрос в том, кем ты хочешь быть? Историком фотографии или фотографом? Если фотографом, то снимай на то, что у тебя есть под рукой. Конечно, оборудование — усилитель вкуса, но важно помнить: вся классика снята на оборудование, которое сейчас можно купить по принципу «100 долларов за все». Тебе хватит и на камеру, и на объектив, и на плену, и на проявку, чтобы создать классику. Хватит ли таланта?

Работы Игоря Хлопотова

Материал подготовил Илья Сульдин — редактор Самкульт.

pNa

Оставьте комментарий