События: ,

Фотография как жизненная философия

26 ноября 2015

  e20c7fab-a283-48e3-bc2e-015121a965e1

Фотографировать может только тот, кто сумеет выстроить на одной оси глаз, голову и сердце.

Анри Картье-Брессон

На снимке: Николай Никитин и его друзья и коллеги на открытии выставки в Доме Журналиста.

Сегодня практически каждый из нас может легким движением руки с помощью сотового или цифрового фотоаппарата, остановив мгновенье, поделиться им с друзьями. С одной стороны, это безусловное благо. С другой – мы забыли, что ускользающий миг можно не просто вырвать одним щелчком из потока времени, но и оставить его в истории навсегда… Бесконечное множество снимков, на которых есть всё: от самых банальных сюжетов до моментов, когда, казалось, сорвали завесу таинства с профессии фотографа.

Так думаешь до тех пор, пока однажды взгляд не остановится на ничем не примечательной фотографии. Вроде и сюжет знаком, и ничего особенного… Но хочется разглядывать ее еще и еще, впитывать и напитываться чувством, которое она вызывает. Вот она, жизнь! Вот оно, волшебство!

Мне повезло, так сказать, «по праву рождения»: будучи племянницей оператора и фотографа Нины Алексеевны Шумковой, с детства видела, как работают профессионалы. Наблюдение за фотографической и кинематографической кухней не лишило меня того трепета и восторга, которые я продолжаю испытывать до сих пор, соприкасаясь с «прекрасным остановившимся мгновением». И зачастую имя у этого восторга – Николай Николаевич Никитин.

Фотографии Николая Никитина: Цвет + Черное и белое

В городской толпе Никитина можно узнать по стремительной походке и неизменному кожаному кофру-чемоданчику желто-коричневого цвета, в который бережно уложены (именно уложены, а не упакованы) верные друзья и соратники: фотоаппарат и объективы. С первого взгляда Николай Николаевич – неприметный и непритязательный человек. На фотосъемках он никогда не торопится, располагает к себе улыбкой и неспешной беседой, которая может заинтересовать человека любой профессии и статуса. Что уж говорить о фотографиях, которые он выдает впоследствии! Тот, кто хоть однажды имел с ним дело, считает его профессионалом с большой буквы. Работы его узнаваемы, их всегда можно выделить среди множества других.

Несмотря на то, что «фото Николая Никитина» – несомненный бренд, само это «глянцевое» слово – не про него. Специалиста от фотографии высокого уровня, более лишенного пафоса, чем он, найти сложно. Его «брендовость» не только в регалиях (окончил факультет журналистики Казанского госуниверситета, работал собственным фотокорреспондентом агентства ИТАР-ТАСС, неоднократно участвовал в самом престижном фотоконкурсе мира – World Press Foto, становился призером многочисленных всероссийских и областных выставок), не в присутствии на модных или «нужных» мероприятиях. «Фото Николая Никитина» – это сплав высочайшего уровня профессионализма, ответственности и творчества.

В портфолио Никитина – портреты многих известных людей. Там фигуристы Людмила Пахомова и Александр Горшков, футболист Лев Яшин, певец Вадим Козин и дирижер Владимир Спиваков, почти вся партийная верхушка 80-х годов прошлого века, Борис Ельцин и Михаил Горбачев, Владимир Путин и Ангела Меркель…

Рассматривая фотографии Николая Николаевича, понимаешь, что не статус и не положение важны для Никитина-художника. Главное – «увидеть человека». Именно это неписаное правило проходит через все его фотографии.

Никитин признается, что он – портретист, но как журналист любит репортажи. Именно они, снятые в разных уголках страны, от родной Самары до Чукотки, сделали его известным на всесоюзном и международном уровне. Поставленный в жесткие рамки редакционных заданий, Никитин всегда умеет почувствовать и передать «дух времени», настрой своих героев, независимо от того, кто в кадре – простая доярка или политик мирового уровня.

Николай Николаевич еще и лирик, и романтик. Он умеет подчеркнуть красоту Самары и ее жителей. Под особым, своим углом зрения приглашает зрителей увидеть и полюбить город, каким его видит: тихим вечерним или ярким, праздничным; дождливо-осенним или помпезно-парадным…

Зачастую от фоторепортера требовались настоящая самоотверженность и недюжинная мужская храбрость. Однажды, работая в Новокуйбышевске, Никитин чуть не свалился под порывом ветра с 15-метровой высоты новой нефтеперерабатывающей установки. Помогла спортивная закалка, полученная еще в юношеские годы и во время службы в десантных войсках, – сбалансировал. Как-то в Сибири восемь часов снимал с вертолета месторождение нефти в Повхе, свесив ноги в открытый люк. Залезть на крышу дома, чтобы выбрать наиболее удачный ракурс, для него и сегодня не вопрос.

Как любой настоящий художник, Николай Николаевич не скуп на советы и помощь. Среди его учеников – Михаил Новоселов, Владимир Муратов, Владимир Котмишев, Анатолий Горлов, Юлия Рубцова.

Когда речь заходит о фотографии, Николай Николаевич становится серьезен и непреклонен – компромиссов здесь нет. Все должно быть сделано «на уровне». А свой личный, внутренний уровень, по которому он меряет все, у него высокий!

Нина Шумкова

Фотография Юлии Рубцовой, «Волжская Коммуна».

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 19 (86) за 2015 год

Оставьте комментарий