12 января может быть поставлена точка в длительном скандале, сотрясающем местное отделение Союза Художников уже больше года.
Напомним, что еще в октябре 2015 года, на отчетном собрании Союза вышел на поверхность нешуточный конфликт. Часть членов правления обвинило председателя отделения Ивана Мельникова во многих нарушениях — финансовых, организационных и юридических. Самкульт опубликовал отчет о скандальном собрании, но это было только начало.
Весь прошедший период — почти 14 месяцев — конфликт продолжался, приобретая самые причудливые формы, то ненадолго затухая, то разгораясь вновь в самых неожиданных местах. Например, в Басманном суде города Москва.
Усилиями Мельникова, самых главных его противников — Ельцова, Мантрова и Князева, еще в январе исключают из членов Союза, обвинив художников в том, что они написали жалобу в Прокуратуру с просьбой разобраться в деятельности Мельникова.
В ответ члены правления и рядовые члены Союза (32 человека!), выступившие против Председателя, оспорили в суде законность самого октябрьского собрания СХ и его решения.
Ленинский районный суд встал на сторону художников и принял решение, согласно которому отчетно-выборное собрание, прошедшее в октябре 2015 года, признано нелигитимным. И все его решения — тоже. Согласно этому решению, которое Мельникову так и не удалось оспорить, его избрание на пост признано недействительным. Сам Мельников решения суда, конечно, не признал, но и аппеляцию в суд вышестоящей инстанции не подал.
Весной 2016 года было возбуждено уголовное дело против самого Мельникова. Отчасти подтвердились обвинения художников — по мнению следственных органов Председатель перечислил себе 250 тысяч рублей в качестве зарплаты, при том, что деньги предназначались на оплату коммунальных платежей организации.
Хаос в части платежей и использования мастерских, который Мельников неявно поддерживал, привел к тому, что в некоторых мастерских уже много месяцев отключено электричество. Например, среди пострадавших, совершенно случайно, оказался один из главных оппонентов Ивана Мельникова — Николай Ельцов.
Еще недавно Ельцов и Мельников были друзьями.
Впрочем, Ельцов, Князев и Мантров все-таки были восстановлены в Союзе. Решение о том, что их исключение было неправомочным принял Басманный суд города Москвы. И это решение так же вступило в силу и не было оспорено.
Весь год члены Союза судились, ссорились, скандалили и жаловались. Репутация Союза от этих свар нисколько не улучшилась. Непонятный статус председателя блокировал многие новые проекты — мало кто хочет работать с человеком, полномочия которого, мягко говоря, под сомнением. Хуже за этот год стало всем.
Но если оставить в стороне лирику, то на сегодняшний момент есть несколько судебных решений. Согласно этим решениям:
- Избрание Мельникова на собрании в октябре 2015 года нелигитимно;
- Члены СХ, исключенные с подачи Мельникова, восстановлены в Союзе.
И вот на 8 декабря 2016 года было назначено новое собрание. Которое инициировал сам Иван Мельников. Но собрание не состоялось, так как выступивший перед его началом все тот же Ельцов попытался разъяснить членам Союза, как действительно выглядит ситуация. Разъяснил. И была назначена новая дата — 12 января.
С одной стороны, Иван Мельников занял круговую оборону. На двери выставочного зала Союза в котором должно проходить собрание, вывешено объявление о том, что по техническим причинам с 11 по 13 января галерея не работает. Рядом, за подписью московского председателя СХ — большое официальное разъяснение в котором со ссылками на разные ФЗ доказывается, что собрание 12 января законным не признают.
С другой стороны, художники, уставшие от безвластия и затянувшегося скандала, настроены решительно. Они намерены проводить собрание даже на улице и в мороз, если их, членов Союза, по какой-либо причине не пустят в зал, принадлежащий Союзу.
Культурная общественность губернии предпочитает не замечать этот конфликт. Списывая его затяжной характер на склочные склонности художников. Ну и, конечно, поминая интриги лиц, желающих “захватить власть в Союзе”. На самом деле — это всего лишь наша общая удобная отговорка. От этого конфликта, увы, страдает не только Союз, но и престиж самарской культуры. И разрешить этот конфликт, привести ситуацию в поле законности, нужно нам всем. Потому что такая ситуация, увы, бросает тень на всю культуру, а не только на склочных членов Cоюза Художников. Теперь уж точно — от слова “худо”.
УК РФ, Статья 315. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта
Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.