События: ,

Что такое язык границы? Польский университет выпустил монографию Николая Рымаря

22 апреля 2017

 

Естественно-гуманитарный университет в городе Седльце (Польша) выпустил монографию профессора Самарского университета, доктора филологических наук Николая РЫМАРЯ «Поэтика границы в литературе. Эстетические и поэтологические аспекты проблемы границы как феномена художественного языка».

Как известно, научное сознание активно пользуется механизмами отграничения при осмыслении природы самых разнообразных явлений и процессов. Нельзя дать более или менее убедительную классификацию физических феноменов, биологических организмов, химических процессов, социальных моделей без проведения четких границ между звеньями, составляющими каждую подобную классификационную систему, каждый типологический ряд. Потому-то мы и говорим об однозначности научного термина, поскольку за ним стоит единственное в своем роде понятие, убедительно отграниченное от смежных понятий.

Однако свои механизмы продуктивного отграничения присущи и художественному сознанию. Чтобы с помощью образной «оптики» осуществить эффективный познавательный акт, художнику необходимо так же строго сфокусировать все ресурсы сознания на выделенном объекте, отграниченном от всех ему подобных. Причем проведение подобных границ в литературе и искусстве оказывается не только чисто операционным инструментом, но вполне самостоятельным языком. Этой сложной многоаспектной проблеме и посвящает свою книгу профессор Н. Рымарь.

Во «Введении» автор отмечает: «Всякий опыт границы содержит в себе переживание каких-то универсальных аспектов бытия человека, прикосновение к глубинному и вечному, предполагающим смирение пред естественным и неизбежным. Всякое познание реальности есть вместе с тем переход границы упорядоченностей, в которых являет себя внутренний закон этой реальности. Познание предполагает завоевание дистанции по отношению к объекту, то есть выход из-под власти этой реальности, делающий возможным ее понимание. Этот выход за пределы того, что является непосредственным и исходным условием моего существования, и этот переход границы порождают критическое сознание».

В книге три большие главы: «Изоляция и структура творческого акта», «Граница как феномен художественного языка», «Языки границы». Во второй главе граница рассматривается и как прием, и как эстетическое событие. В поле зрения исследователя оказываются различные инварианты границы. Этому посвящены параграфы «Творческий потенциал рамы: перспективация и завершение» и «Поэтика порога». Перечисляя многие связанные с этими категориями проблемные аспекты, автор заключает: «Вопросы поэтики границы имеют прямое отношение к эстетическому событию и говорят о жизни – не больше и не меньше». В третьей главе Н. Рымарь через призму проблемы «Языки границы» смотрит на литературу ХХ века и отмечает влияние языков на изменения романной поэтики, на природу экстатического, на движение лирической прозы.

Над данной научной проблемой Н. Рымарь увлеченно работает на протяжении нескольких десятков лет. За это время профессор активно общался с учеными Рурского университета в Бохуме (Германия), РГГУ (Москва), был бессменным организатором самарских научных конференций и семинаров, в работе которых принимали участие не только российские, но и зарубежные ученые. Итоги данных исследовательских форумов подводились в регулярно выходивших содержательных сборниках научных трудов. В последние три года профессор Н. Рымарь периодически выезжает из Самары в Польшу, где работает в статусе приглашенного профессора в Естественно-гуманитарном университете Седльце, читая студентам-германистам лекции по истории немецкоязычных литератур на немецком языке.

Сергей ГОЛУБКОВ

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 7 (115), 2017, Апрель

pNa

Оставьте комментарий