Сто с хвостиком лет назад слово «авангард» из военной терминологии благополучно переместилось в область искусства. «Передовые отряды» творцов искали новые способы выражения себя. Литераторы, архитекторы и художники, а также представители иных творческих областей плыли по новым течениям, одни из которых лились широким потоком – те же экспрессионизм, примитивизм и сюрреализм, а другие бились малыми «родниками» в ограниченном объеме лет и географии – допустим, дадаизм, орфизм или, к примеру, баухауз.
Русские деятели искусства, внезапно оказавшиеся после Октябрьского переворота вместе с остальным населением шестой части суши в новой стране – Советской Республике, тоже не могли остаться в стороне от этих новшеств. И авангард обрел не только российских последователей, но даже и открывателей собственных течений. Так в советской архитектуре появился конструктивизм, в изобразительном искусстве – всёчество, а органика вообще охватила и поэтов, и композиторов, и художников. Отголоски того времени волей-неволей зазвучали сейчас, в год столетия революции 1917 года: «круглые» даты, как правило, бередят умы и требуют своего отмечания.
Так, молодые самарские художники решили отозваться на «датское» событие выставкой «Авангард. Новая концепция», включившей в себя экспозицию живописных работ, лекции и мастер-классы. Место события – зал Дома архитектора. Среди авторов работ – Яна Солодилова, Ксения Сухова, Серафима Латышева, Нелли Вишнякова, Алексей Гоуст. В «активной» части работы экспозиции приняла участие художник-коллажист Ирина Севостьянова.
О подробностях «Авангарда» рассказала куратор и один из авторов выставки – Дарья Гончарова:
Идея проведения выставки первоначально возникла у меня и архитектора Дмитрия Новикова. Ее тематику, а точнее, ее «авангардность» определило наше совместное общение с искусствоведом Яной Травкиной. Объединив свои силы и возможности, мы решили провести такое мероприятие, которое бы стало неким «движем» для города.
На открытии Яна читала лекцию о главных шедеврах лидера авангардистов Михаила Ларионова и его верной спутницы жизни – Натальи Гончаровой, беспредметных полотнах Василия Кандинского, супрематических находках Казимира Малевича, об эпатажных выходках художников и поэтов-футуристов и о том, как их творчество связано с основными этапами революции.
Работы художников отбирались по принципу: коллажная техника плюс свое видение авангарда и наличие художественности. В процессе отбора сформировалась некая общая концепция, когда художник не просто следует цветовым решениям и композиции авангарда, а вносит нечто своё: ритм, форму. Благодаря этому в картине появляется некоторая личностная составляющая. Если проследовать по выставочному пространству, можно отследить стилистику каждого художника. Кстати, все работы на выставке продаются. И желающие могут их купить, связавшись, например, со мной.
Коллективное создание картин было призвано вовлечь зрителей в активную работу над общим творческим произведением. Все с удовольствием приобщились к процессу, и многие нанесли на подрамники немало слоев краски, поэтому работы сохли, наверное, в течение всех последующих суток. Под цветными слоями был «спрятан» коллаж, который мы предварительно составили на основе будущей картины, защитив его от проникновения лишней краски.
Выставка – это только начало нашей совместной деятельности. Мы уже наметили планы, которые хотим реализовать в Самаре. Хотелось бы чувствовать ритм и пульс города и вносить свою динамику в его развитие.
Галина СЕЛЕЗНЁВА
Фото Антона СЕНЬКО
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 8 (116), 2017, Апрель