О, великий и могучий, вечно новый русский язык! Как быстро ты стал меняться! Не успеет какое-нибудь выражение войти в оборот, как, смотришь, уже изменились его значение и стилистическая окраска.
Иллюстрация: Никита Михалков в фильме «Жмурки».
Так, кажется, совсем недавно, всего каких-то 30 лет назад, появилось нейтральное обозначение нарождающегося класса предпринимателей – «новые русские». В начале 90-х сформировалась особая социальная группа «скоробогатых» людей, стремительно разбогатевших (как правило, сомнительным или незаконным путем), не обладающих высоким уровнем интеллекта, образования и культуры, продолжающих использовать лексику и манеры социальных классов, из которых они вышли. В этот период в разговорной речи выражение приобретает ироническую окраску, а новые русские становятся героями анекдотов. Однако в начале нового века социологи отмечают резкое изменение имиджа и образа жизни новой российской буржуазии, для которой это название уже не подходит.
Возникновение феномена новых русских в 90-х вызвало пристальное внимание Запада. Название пришло к нам оттуда в англоязычном варианте и закрепилось в русском языке уже в виде кальки. Оно появилось в американских СМИ после публикации романа Хедрика Смита The New Russians, где обозначало внезапно разбогатевших новых русских предпринимателей.
Сегодня выражение «новые русские» не имеет строго определенной семантики как в России, так и за рубежом. Согласно исследованию профессора Венского экономического университета Эдгара Хофмана, в немецкоязычной прессе так называются: 1) «криминальные выгодополучатели 90-х» (156 примеров); 2) «новые русские олигархи» (33); 3) «тяжело работающие бизнесмены» (21). Хоффман отмечает, что на базе концепта Neue Russen сегодня формируется второй, который описывает интенсивно трудящихся бизнесменов, ориентированных на западные ценности. В немецких СМИ он получает название Neue Russen 2, или neue neue Russen, то есть «новые новые русские», «совсем новые русские».
В настоящее время все чаще встречается мнение, что новые русские как социальный слой перестали существовать, что это историческое явление периода дикого капитализма первой половины 90-х, на базе которого впоследствии сформировался класс российских бизнесменов. «Новые русские есть. Просто они с тех пор изменились».
Однако мифологизированный образ новых русских, зафиксированный фразеологическим сочетанием, вероятно, надолго останется в языке. В современной речи фразеологизм используется как образное средство, многократно обыгрывается, обрастает производными. Так появляются «Новые русские бабки», «новые русские романы», «новые русские сериалы», «новые русские чеченцы», «новые русские дамы – бизнес-леди», «новые русские девушки – русалки на мотоциклах, бой-дивы, железные кошки», «новые русские алкоголики сегодня раньше начинают осознавать пагубность своего положения».
Номинации, образованные по аналогии с эталонным выражением, обозначают новые явления постсоветской действительности, которые имеют косвенное отношение к этому социально-культурному феномену.
Татьяна Романова
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Самарского университета.
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 10 (98) за 2016 год
Спасибо, Татьяна, за интересное изложение вопроса о новых русских!