Смелей идти на работу в сферу культуры призвал молодых глава минкульта РФ Владимир Мединский. Дело было в Самаре. У Мастрюковских озер. В последний день молодежного форума «iВолга-2015».
«iВолге» – 3 года. «iВолга» – это десять июньских дней и девять образовательных программ: «Культурный Бум!», «Инновации и техническое творчество», «Медиаволна», «Малая Родина – большие возможности», «Политика», «Поколение Добра», «Ты – предприниматель», «Спортивная молодежь – здоровая нация», «Патриот» (форумчане называют их сменами). «iВолга» – это такие спикеры, что вопрос, на кого «бечь», встает ежедневно, причем ребром. И как ему не вставать, если, скажем, в смене «Медиаволна» разворачивается дискуссия с главным редактором «Эксперта» Валерием Фадеевым, а в это же самое время на площадке смены «Предприниматель» легендарный коуч, а по совместительству лучший за четверть века игрок в «Что? Где? Когда?» Максим Поташев дает мастер-класс по принятию решений?
Про «Культурный Бум!» (под флагом этой смены собираются те, кто грезит искусством) вообще молчу. Там едва ли не каждый час происходило такое, что требовало присутствия. Газетчика же хлебом не корми – дай интересного человека послушать. А интересные через шатер «Культурного Бума!» шли косяком.
Приходит, скажем, бородатый человек. Называется Игорем Сорокиным и начинает рассказывать о том, как он, независимый музейный куратор, выстраивает с жителями и властями славного города Саратова (Сорокин из Саратова) диалог, в результате которого меняется мир. Восстанавливаются вконец обветшалые музеи, фонды музейные чудесным образом пополняются… И знаете, на каком языке Сорокин говорит с властями и жителями? Он говорит с ними на языке образов.
Павел Кузнецов. Художник, один из крупнейших русских символистов. Родился в Саратове в семье садовода и очень любил писать сады в пору цветения. Умер в 1968-м. Через 20 лет дом, в котором родился, определили в музеи. Но с ремонтом не получалось. Лет двенадцать не получалось. Даже в 1998-м, когда вся прогрессивная общественность готовилась отметить 120-летие Кузнецова, cаратовские власти не шевельнулись.
Зато активизировался местный бизнес, заявив вслух и в категорической форме о намерении освоить примузейную территорию посредством строительства гаражей.
Чем обычно с такими поползновениями борются? Правильно: пикеты выставляют, петиции пишут. Сорокин со товарищи разбил вокруг дома-музея сад. Табличку повесили: «Сад Павла Кузнецова». И стали в этом новорожденном саду устраивать выставки современных художников.
До этого момента саратовский народ не имел такой привычки – к дому Кузнецова ходить. А тут стал ходить и ходить. И приезжие пошли. Ну и, видимо, стыдно сделалось власти, и она дала денег на ремонт. Но какие-то гады украли деревья из сада. Просто выдрали и унесли. Весна тогда наступала, но снег еще лежал. И было решено сделать еще одну акцию. Теперь уже в память о саде Кузнецова. И сделали. В духе символизма, который исповедовал Кузнецов, нарисовав золой на снегу тени деревьев, которые умыкнули.
А 17 ноября (Кузнецов родился 17-го ноября) в этом символическом теперь уже саду варили варенье. Как, собственно, и советовал в свое время Василий Васильевич Розанов нетерпеливым юношам с томиком романа «Что делать?» в руках. «Как что делать? – говорил философ нетерпеливым. – Коли лето – варить варенье, коли зима – пить с этим вареньем чай».
Из саратовских яблок варил варенье Сорокин со товарищи. В баночки разливали и отправляли в музеи, где жили картины художника. А это десятки музеев! По всему миру. Отправили и начали получать ответы. С благодарностями, с видеосъемками чаепитий с вареньем, сваренным в кузнецовском саду; со снимками и историями кузнецовских картин…
Музейный арт – это такой вид искусства. А акции с садом называются лэнд-арт. И это далеко не все новые формы, в которых существует сегодня искусство. Владимир Логутов рассказал, например, форумчанам о видеоарте, который его, самарца, сделал известным на весь мир. Паблик-арт был темой лекции арт-директора Музея современного искусства PERМ Наили Аллахвердиевой. С философией и практиками стрит-арта знакомил форумчан екатеринбуржец Тимофей Радя…
Культура как пространство коммуникации – генеральная тема «Культурного Бума!» «iВолги-2015». Но не единственная.
Нет, серьезно, было что послушать, чему поучиться, на что посмотреть…
Кстати, о посмотреть. Шел же еще фестиваль молодежных театров. Каждый вечер – спектакль, а то и два. И это премьера: до 2015-го театральных фестивалей на форуме не было. 12 коллективов: Нижний Новгород, Киров, Саратов, Самара, Бугуруслан, Пермский край, Чувашия, Башкортостан, Мордовия, Ульяновская и Пензенская области, Республика Марий Эл…
Открывали фестиваль нижегородцы. Театральная студия «Лгун» Государственного лингвистического университета. Показывали «Последних» Горького. И заняли первое место. Я с актером этой труппы, очаровательным совершенно, Петра играл, познакомилась на одной из лекций «Культурного Бума!». Миша Шалашов зовут. И он мне рассказал, что в университете их учат на переводчиков, что он уже на 4 курсе, переводить будет с двух языков – английского и испанского; что студии 6 лет, на Шекспира еще не замахивались, но уже ставили Уайльда, Чехова, Вампилова. И вот «Последних» привезли на фестиваль…
Так что вечерами форумчане смотрели спектакли. Ну и досуговая программа была роскошная совершенно. Песни-пляски-состязания, что называется, до упаду. И жалоба только одна – на недосып. Потому что они же не только образовывались на «iВолге», эти 2000 молодых людей со всех уголков ПФО. Они же с проектами приехали. И с целью получить денежки на реализацию. А для этого надо было проекты представить экспертам и защитить.
Понятно, что денежки получили не все. Только авторы лучших, по оценкам экспертов, проектов. Но таких оказалось без малого 60. 57, если точно.
Победители первой степени получили по 300 000 рублей. Второй и третьей – по 150 и 100 тысяч. Кроме того, 18 человек отправят в награду на Байконур. Посмотреть на запуск ракет. И страшно приятно, что среди всех этих счастливчиков немало самарцев.
Назову тех, что работали в смене «Культурный Бум!». Артем Филипповский с проектом «Театральный фестиваль-лаборатория молодой драматургии «Место действия». Алёна Бударина – «Txt – лаборатория медиатекста». Ольга Ушакова со школой площадного и уличного искусства. Екатерина Ермолаева с проектом «Homo samaricus. Человек в городском пространстве».
О том, что победили, ребята узнали на торжественном закрытии форума. И практически весь этот день на форуме были гости. Полпред президента России в ПФО Михаил Бабич, министр культуры РФ Владимир Мединский, заместитель руководителя Федерального космического агентства Денис Лысков, самарский губернатор Николай Меркушкин, губернатор Кировской области Никита Белых… Большая такая делегация. И было две встречи. Сначала с ребятами смены «Инновации и техническое творчество» и смены «Культурный Бум!», а затем – с молодежным советом ПФО. На последнем обсуждали участие молодых в реализации общественно значимых проектов. И самарцы, воспользовавшись ситуацией, представили гостям свой общественно значимый проект.
Представлял руководитель областного минкульта. «Волга – это не только река, это общероссийский бренд. К сожалению, этот бренд не используется в полной мере», – говорил, и совершенно справедливо, Сергей Филиппов, предлагая ситуацию переломить за счет проведения в нашем с вами городе всероссийского культурного форума под названием «Жемчужина на Волге».
Обоснование звучало убедительно. Много мероприятий в программе, в том числе оригинальные – например, конкурс набережных. И Владимир Мединский идею поддержал. Сказал, что такой форум может стимулировать развитие местного туризма и позиционировать Волгу и Самарскую область как центры отдыха для всей семьи. А наш губернатор предложил сделать форум международным. И с ним тоже все согласились.
Авторы волжской «Жемчужины» полагают, что лучшее для нее время – май-июнь. Но уже этой осенью собираются провести репетицию.
Да, чуть не забыла. Мединский же еще с Валерием Гришко на «iВолге» встретился. С главным режиссером самарской драмы и исполнителем роли архиерея в звягинцевском «Левиафане», вызвавшей такой переполох.
Гришко просил о встрече. Министр не отказал. Встретились, говорили, в частности, о «Золотой Маске», вокруг которой сейчас, как известно, идут дискуссии. Мединский признался, что за конфликтом вокруг роли Гришко в «Левиафане» следил «мягко говоря, с иронией». И даже хотел письмо возмущенных ролью самарских депутатов переслать Олегу Табакову, который в «Семнадцати мгновениях весны» сделал Шелленберга «дьявольски обаятельным».
«Следуя дивной логике авторов обращения, в злодеяниях нациста виноват, безусловно, народный артист Табаков», – заметил не без сарказма министр, закрывая тему об ответственности художника.
Светлана Внукова
Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура» в № 12 (79) за 2015 год