События: ,

Финальные синкопы года

31 января 2016

6-1_Болдырь

Появление на сцене Самарской филармонии местных джазовых музыкантов случается нечасто. Поэтому сразу два таких концерта в один день вызвали большой интерес любителей музыки.

В камерном зале в рамках абонемента «Молодежный» новую программу представил штатный ансамбль филармонии Ocean Jazz Band под управлением пианиста Дмитрия Болдыря. Существует он около двух лет. За прошедшее время ансамбль подготовил несколько программ, с которыми выступал главным образом на выездах.

Концерт в родных стенах показал достаточно солидный творческий рост коллектива. Прежде всего следует отметить более заметное вхождение ансамбля в собственно джаз, поскольку до этого по инструментальному составу, да и по аранжировкам он работал на грани джаза и эстрадной музыки.

Коллектив покинул высокопрофессиональный аккордеонист Алексей Хромов, поскольку аккордеон для джаза – трудноперевариваемая экзотика. На какое-то время в ансамбле появлялся второй духовой инструмент – саксофон Ильдара Есакова, но в силу участия во множестве других проектов он не закрепился в коллективе, а мог бы возникнуть так нужный джазовый дуэт с трубой.

Изменился в ансамбле и характер аранжировок, в том числе благодаря несколько иной роли фортепиано. Отличный джазовый пианист Дмитрий Болдырь в первых программах скромно ограничивался функциями «ваятеля гармонии». Сегодня же рояль стал активным мелодическим инструментом, и исполняемые пьесы обрели законченный вид именно как джазовые композиции.

Заслуживают внимания и молодые музыканты ритм-группы. В первую очередь хочется отметить очень неплохие соло гитариста Артема Зудилова – вне сомнения, музыканта с перспективой. Радует появление в составе ансамбля вокалистки – студентки Самарского института культуры Анастасии Милюткиной. Некоторый недостаток опыта джазового вокала она заметно старается компенсировать старательными постижениями особенностей этого жанра. Наверное, ей стоит обратить внимание на более тщательный подбор репертуара и избегать композиций с большим объемом музыкального материала в верхнем регистре: именно там иногда возникают откровенно эстрадные и чуждые джазу «звонкоголосые» интонации.

В качестве гостя в концерте принял участие лучший теноровый саксофонист Самары Алексей Раскопов. Аранжировки готовились без учета его участия, но Алексей – весьма опытный джазовый исполнитель и во всех прозвучавших композициях абсолютно точно нашел свое место, играя именно то, что нужно, где нужно и как нужно. В целом же Ocean Jazz Band, вне сомнения, встает на ноги, обретает свое лицо и уже прекрасно вписался в состав большого коллектива Самарской филармонии.

***

В вечернем концерте в большом зале выступал S.V.Band Сергея Васильева, сопровождавший американского вокалиста Тависа Теннера.

Дебютную программу инструментальный ансамбль представлял на филармонической сцене в марте 2014 года. Она имела успех. За прошедшее время коллектив показал немало новых эстрадно-джазовых разностилевых программ. Наверное, я не ошибусь, если назову S.V.Band самой профессиональной из постоянно работающих джазовых групп Самары.

6-1_Тавис Теннер

Самому Сергею Васильеву после семи лет работы в столичном «Фонографе» Сергея Жилина, где он был концертмейстером, опыта, безусловно, не занимать. Сегодня это вполне сложившийся мастер с собственной манерой исполнения, высокой техникой, энергичным свингом и полным владением всеми премудростями и жанровыми особенностями джаза. Как саксофонист он обладает ясным и чистым звуком с яркими разнохарактерными интонациями и богатой музыкальной фантазией в импровизациях.

Он знаком с достаточно сложным искусством джазовой аранжировки и сейчас готовит новую программу, с которой его квартет в феврале выступит вместе с камерным оркестром филармонии. Думаю, что это будет весьма интересный опыт синтеза джаза со струнной группой академических музыкантов в жанре предпочитаемого Васильевым легкого эстрадно-джазового променада.

Соратники Сергея по квартету – исполнитель на ударных инструментах Александр Павлюк и бас-гитарист Алексей Титенко – лучшие в своем амплуа джазовые инструменталисты Самары.

Квартет был избран как аккомпанирующий состав для выступлений в Самаре Тависа Теннера. До приезда в Самару Теннер успел выступить в московском Доме кино, где вместе с ним пела наша землячка Алла Рид, о которой наша газета уже писала.

В пресс-релизах Таннера именуют не иначе как «звезда первой величины», «ведущий джазовый вокалист» и «бархатный голос Оклахомы». Хотелось бы напомнить, что Оклахома – всего лишь пятидесятая часть США. А вот по поводу «первого и ведущего», да и вообще «джазового» хотелось бы возразить.

Московские организаторы гастролей в последнее время внедряют довольно прибыльную схему организации концертов афроамериканских певцов. Приглашается за умеренный гонорар кто-то из второго-третьего ряда артистов. Им устраивается предварительная рекламная раскрутка, в которой они, конечно, представлены как звезды, первые, ведущие и вообще легендарные. Оплачивается только сам артист, а уже в России под него подбирают инструментальную группу в Москве, Питере или в других городах. А далее устраивается по возможности солидный «чес» от Хабаровска до Калининграда через Чебоксары.

Этот факт напомнил мне преуспевающий в Советском Союзе аттракцион «Цирк лилипутов». В Конотопе на эти представления ломились. Ничего особого артисты не показывали, но многим зрителям было нестерпимо любопытно узнать: а как же это там у них-то? C гастролями в России афроамериканских вокалистов сегодня нередко случается нечто подобное: аншлаги обеспечиваются случайными зрителями, пришедшими на экзотическую приманку.

Что касается Тависа Теннера, то даже при его музыкальных занятиях с детства, дипломе солидного университета и несомненных вокальных данных к звездам первой величины причислить его никак нельзя. Скорее он все же крепкий профессионал из второй шеренги, причем к джазу отношения почти не имеющий.

В Самаре Теннер представил программу популярной американской музыки, сдобренную вкраплениями стиля ритм энд блюз и фанк. Пара джазовых стандартов была преподнесена под этим же музыкальным соусом, причем все это было облечено в одеяния откровенного шоу с «хождениями в народ», ужимками, прыжками, лежанием на спине и прочими трюками. А пианиста ансамбля Сергея Ционова гость замучил, вовлекая его в свои экстравагантные музыкальные экзерсисы.

Несколько известных джазовых тем Бобби Троупа, Дюка Эллингтона или Нэта Кинга Коула характеризовать не осмелюсь, поскольку в вокале американского гостя они прозвучали в безжалостно препарированном виде.

В целом же лиловый негр в сиреневом костюме, розовой рубашке и шляпе-котелке с ролью звезды интерактивного эксцентрического эстрадно-циркового представления справился просто великолепно!

Мои же оценки – субъективны, и кому-то в зале наверняка это шоу с элементами провинциального балагана понравилось – вопрос вкусовых предпочтений. Я не критикую – это элементарная констатация фактов.

Вот только что вспомнил: ведь у Олега Попова были еще и великолепные башмаки 69-го размера с загнутыми носами.

Игорь Вощинин

Фото Дениса Егорова

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 1 (80) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий