Наследие:

90 лет забвенья. 26 февраля 1925 года умер Константин Головкин

26 февраля 2015

2

Интересно было бы увидеть, как хоронили Головкина в 1925 году. Ведь все в Самаре помнили, кем был этот рядовой архивариус Самарского городского архива до революции.

Вряд ли было многолюдно. Такова судьба лучших сынов Самары — погибать в забвении. Даже хуже. Все помнили, но вряд ли многие осмелились прийти. Константин Павлович Головкин умер 26 февраля 1925 года в городской клинической больнице, не дожив до 54 лет. За день до смерти из окна больничной палаты он сделал свой последний рисунок.

А до этого он сделал для Самары столько, что мы должны быть ему благодарны по сей день. Вот что пишет про Головкина музей истории Самарского края:

«Самарский купец, меценат и художник Константин Павлович Головкин родился 17 декабря (29 по новому стилю) 1871 года в семье купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина в доме на улице Вознесенской в Самаре (ныне дом №55 на улице Степана Разина). Учился в Самарском реальном училище. В 1887 году, когда он уже заканчивал обучение, в училище появился новый преподаватель рисования, черчения и чистописания, выпускник Петербургской Академии Художеств – Николай Андреевич Храмцов. Храмцов и стал первым профессиональным учителем Головкина.

В семье Константин был старшим сыном, и отец готовил его к купеческой деятельности. После получения шестиклассного образования, что по тем временам считалось достаточным, Костя стал работать «мальчиком» в магазине отца. Он был обычным рассыльным, затем – помощником приказчика, приказчиком. В 22-летнем возрасте Константин стал управляющим в магазине.

3

В 1903 году, когда Головкину исполнился 31 год, он получил в наследство от отца магазин и объявил себя самарским второй гильдии купцом. Вплоть до самой революции 1917 года Головкин успешно занимался торговой деятельностью. В фирменном магазине Константина Головкина на Панской (ныне Ленинградской), 34 было все необходимое для рисования и живописи. Магазин был своеобразным клубом художников, сюда приходили побеседовать об искусстве, здесь собирались, чтобы вместе поехать на этюды. На втором этаже находились квартира и мастерская. К 1917 году состояние Головкина оценивалось в 2 миллиона рублей – огромной, по тем временем, суммой. Однако его коммерческая деятельность, требовавшая немалых усилий, знаний, изворотливости, была лишь небольшой частью жизни Головкина. И не самой важной для него.

К двадцати годам Константин Головкин уже слыл неплохим живописцем, а в зрелом возрасте стал признанным мастером, одним из крупных художников Самары. За свою не очень долгую жизнь он написал более двухсот полотен и сделал около двух тысяч рисунков и эскизов. С карандашом и альбомом он не расставался никогда.

В начале 1890-х годов в Самаре открывает свои «Курсы рисования и живописи» выпускник Академии художеств Федор Емельянович Буров. Знакомство с ним и возможность учиться у него дали Головкину очень многое. Хотя он и впоследствии продолжал именовать себя художником-любителем, но его пейзажи были написаны профессионально и с душой. В них всегда было настроение. Работал Головкин в русле традиций русского реалистического искусства второй половины XIX – начала XX века.

В 1897 году Городской публичный музей в Самаре получил отдельное помещение и возможность развернуть солидную экспозицию. Но у музея не было художественного отдела. Инициатором его создания стал Константин Павлович Головкин. В 30-х годах XX века художественный отдел выделился в самостоятельный Самарский художественный музей, основателем которого по праву можно считать Константина Павловича Головкина.

Подлинной страстью Головкина на всю жизнь стало увлечение техникой. Он с азартом мастерил макеты лодок, пароходов, лихо носился по волжским просторам на моторной лодке. На своей даче Головкин собственными руками оборудовал громоотвод, провел электричество, собрал и установил телескоп.
А еще он увлекался фотографией. В 1900 году в Самаре было создано общество фотографов-любителей. Инициаторами его создания стали владельцы фотографических магазинов Франц-Мориц Нейман, Петр Николаевич Арефьев и Константин Павлович Головкин.

В 1900 году Головкин совершил путешествие за границу. Посетил Италию, Германию и Францию. Побывал он и на Всемирной Парижской ярмарке 1900 года. Увидев за границей много нового, Головкин, со сметливостью купца, решил кое-что перенять у европейцев. Так летом 1901 года состоялся первый выпуск открыток с видами Самары, Волги и Жигулей. Вплоть до 1909 года вышло девять изданий. Видимо, за границей ему впервые пришла в голову идея перевода в открытки и собственных картин.
В 1899 году, в Самаре появился яхт-клуб. Под таким скромным названием в то время скрывалось весьма солидное спортивное общество, объединявшее легкоатлетов, гимнастов, конькобежцев, пловцов, гребцов, яхтсменов. Одним из организаторов и руководителей этого общества снова был Головкин. По его инициативе при яхт-клубе открылся гимнастический зал. Сам страстный и разносторонний спортсмен, он не только участвовал в соревнованиях, но и в многочисленных обращениях призывал самарцев заниматься спортом.

golovkin__2_

Неотъемлемую часть быта в доме Константина Павловича составляли книги. К 1915 году библиотека Головкиных насчитывала около 2000 томов.

Константин Головкин стал также самым первым самарским автомобилистом и владельцем машины германской фирмы «Опель», которую в середине 1904 года по железной дороге доставили из Берлина. Очевидцы вспоминают: когда машину сгрузили с платформы и выкатили на привокзальную площадь, собралась огромная толпа, которая гадала – поедет или не поедет этот невиданный экипаж, в который почему-то не стали запрягать лошадей. А мотор автомобиля, несмотря на все старания Головкина, никак не заводился. Пусковую рукоятку владелец вращал долго, но без видимого эффекта. И тогда Головкин предложил четверть водки тому, кто сможет запустить двигатель. Тут же за дело взялись два дюжих грузчика, которые стали рьяно крутить рукоятку. Уже через несколько минут двигатель машины взревел, а затем громко и ритмично заработал. Головкин уселся в кресло и под громкие возгласы и улюлюканье толпы поехал от вокзала в сторону Панской.

«Не далее как вчера несколько бензиновых автомобилей пронеслись со скоростью 30 миль в час по улице Дворянской, распугивая кур, и страшно напугав ранних прохожих. Личности автохулиганов установить не удалось» – писала газета.

72479936

В 1907 году по инициативе Головкина была создана группа по сооружению в Самаре Дворца науки и искусства. Десять лет Константин Павлович пробивал идею создания Дворца. В 1916 году он пишет в городскую думу: «Теснота и отсутствие места не дают возможности увеличивать, пополнять и сохранять в надлежащем состоянии коллекции музея, не говоря уже о правильной систематизации… Городу пора подумать о постройке нового здания, могущего вместить в себя музей, библиотеку, читальные залы, большой концертный зал, аудитории, кабинеты для научных занятий, обсерваторию, несгораемые помещения книгохранилищ и архива…» Головкин был готов передать на создание Дворца 600 тысяч рублей. Но этот замысел так и не был воплощен.

В 1909 году Головкин по своему проекту и при участии архитектора В.Тепфера в Студеном буераке строит Дачу – Дом со слонами, который и по сей день является одной из главных достопримечательностей Самары.
Скульптор В.П.Акимов, служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творчеством, так описывал работу владельца над проектом дачи: «Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал всё сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная».

Неотъемлемая часть комплекса дачи Константина Головкина — скульптуры слонов перед фасадом, выходящим к Волге, давшие постройке народное название «дача со слонами», и женская скульптура у южного фасада. Два огромных слона были изготовлены по эскизам самого Головкина в Самаре так, чтобы их было хорошо видно с проплывающих мимо судов. По воспоминаниям дочери Головкина, Константин Павлович сам участвовал в изготовлении скульптур. Изготовленные из цемента животные пустотелые. По воспоминаниям жены Головкина, купец заложил в одного из слонов документы и фотографии, связанные со строительством дачи.

0d5c8c0212e1

После революции 1917 года значительная часть имущества, в том числе и дача со слонами, была национализирована. Головкин поступил на службу в художественную комиссию при Самарском городском музее. В октябре 1918 года вся семья уехала в Иркутск. А в декабре 1918-го – январе 1919 года Константин Павлович совершил поездку в Монголию, Китай и Японию. Обратно в Самару он вернулся в 1921 году и привез с собой уникальную коллекцию произведений восточного искусства, костюмов, археологических и этнографических находок, которые целиком сдал в Самарское общество археологии, истории, этнографии и естествознания.

Константин Павлович возглавил филиал бывшего Самарского городского публичного музея «Старая Самара», участвовал в археологических экспедициях в окрестностях Самары,занимался изыскательской деятельностью, итогом которой стала работа «Вся Самара на 1925 год».
Около года он проработал архивариусом в Самарском губернском архивном бюро и за это время пересмотрел огромное количество дел, на основе которых им была составлена уникальная картотека.

Детей он приучал к деятельному образу жизни, с ранних лет брал с собой в археологические экспедиции. Однажды, вспоминает внучка Головкина Татьяна Черносвитова, в разговоре с сыном Всеволодом он сказал: «Учись, Воля. Если у тебя и дом отнимут, и деньги твои пропадут, знания все равно всегда с тобой останутся».

Удивительная судьба и огромный культурный вклад в Самару. При этом, скульптуры и памятники в нашем городе ставятся кому угодно, но только не таким людям, как Константин Головкин. Проект скульптурной композиции «Головкин и автомобиль», напоминающий чем-то памятник Никулину на Цветном, обсуждался в комиссии «Культурная Самара» еще несколько лет назад. Но до сих пор никакого движения проект не получил. Почему? Нет инвесторов.

Странно, что в Самаре не находится ни одного ответственного бизнесмена или общественного движения, способного реализовать этот благородный и нужный проект. Дать образец для подражания и  выразить благодарность. Скорее всего, это вопрос уже из области психологии. Вряд ли кому-то хочется сравнений с таким ярким положительным образом, и еще меньше желающих предложить этот образ в качестве образца. Простите, Константин Павлович! Мы не только не преумножили созданное, но и старательно разрушаем вашу память. Нет, на словах чтим, но какова судьба дачи Головкина? Это ведь памятник модерна поинтересней особняка Курлиной.  Дача со слонами разрушается.  Быть может, и не надо скульптурных композиций и надо просто спасти то, что создал сам Головкин? Заодно украсим город шедевром.

71237804fc7a

Источник

  • 56
    Поделились

2 комментария к “90 лет забвенья. 26 февраля 1925 года умер Константин Головкин

  1. Константин Павлович Головкин достоин просто глубочайшего уважения горожан. А более всего — художников и музыкантов! Тут не всё описано.))) Головкин был негоциантом. Не комерсом и не торгашом… а именно негоциантом. В этом есть некий смысл служения жизни, которую даровал Господь. Перечитайте статью… Оглядитесь вокруг. Найдите хоть один пример такого интереснейшего вклада в культуру «неформального» отношения к жизни!

  2. Мы обязаны повесить мемориальные доски: на Художественный музей, на его дом на Панской, 34. Уникальная личность не только в масштабах города! Памятник на Панской тоже было бы хорошо поставить! Не киногерою, а настоящему герою — служившему городу при любой власти.

Оставьте комментарий