В 2017 году исполняется 150 лет со дня рождения Филарета Петровича Засухина. За шесть лет по проектам зодчего в Самаре был построен не один десяток домов, ставших впоследствии городскими достопримечательностями. Вместе с тем, наследие архитектора сильно пострадало: два здания снесены, одно чудом удалось отстоять.
Филарет Муромский
Филарет Засухин родом из Мурома. В 1886 году окончил муромское реальное училище, затем – петербургский Институт гражданских инженеров. Самарский период творчества исследователи отсчитывают с 1897-го, когда 30-летний специалист поступил на службу младшим архитектором в строительное отделение губернского правления. В 1902–1903 годах Засухин работал архитектором Земской управы, а в 1903-м, в самом расцвете карьеры, был призван на действительную воинскую службу. Некоторые историки утверждают, что после армии он вернулся к архитектурной практике, но главные свои работы выполнил все же в период с 1897 по 1903 год.
За шесть лет работы в Самаре Засухин работал в модерне, псевдоклассике, псевдорусском стиле, строил деревянные дома. В 1890-х архитектор сотрудничал с Александром Зеленко. Ряд исследователей даже называют Засухина его учеником. Филарет Петрович, как и другие самарские мастера, ориентировался на работы петербургских и московских коллег, но в его почерке едва ли можно рассмотреть влияние Зеленко. Впрочем, о тесном сотрудничестве двух архитекторов говорит хотя бы то, что Засухин выкупил у Александра Устиновича особняк на Самарской, 179, завершил строительство и поселился в нем.
Отельные исследования, посвященные творчеству Засухина, в самарской литературе встречаются редко, не определен и весь список работ зодчего – авторство нескольких зданий остается под вопросом. Тем не менее, количество и качество произведений мастера позволяет поставить его в один ряд с выдающимися архитекторами, работавшими в Самаре на рубеже веков, – Александром Зеленко, Александром Щербачевым, Михаилом Квятковским, Зельманом Клейнерманом, Платоном Шаманским, Георгием Мошковым…
Обширное наследие
Среди знаковых для Самары объектов можно выделить две работы Засухина – Пушкинский народный дом и Окружной суд.
Пушкинский народный дом
В год празднования 100-летия со дня рождения Александра Пушкина, в 1899, в Самаре началось строительство народного дома. Здание Г-образное в плане, фасады его асимметричны. Основной объем с улицы Льва Толстого был одноэтажным. К нему примыкал двухэтажный ризалит, в котором размещалась входная группа. Над центральным входом располагалась лоджия, на которой в 1905 году был установлен бюст Пушкина. Фасад с улицы Ленинской украшало трехчастное окно, освещавшее зрительный зал на 735 мест. Во время одной из реконструкций окно заложили.
Строительство здания завершилось в 1903 году. Спустя 8 лет народный дом был реконструирован. С улицы Льва Толстого надстроили второй этаж, а на Ленинской у здания появился пристрой. В советские годы народный дом был переименован в Клуб имени Революции 1905 года, а сейчас он носит название «Дворец культуры железнодорожников».
Самарский окружной суд
Нынешний свой вид Самарский окружной суд приобрел не сразу. Сначала бывший мещанский дом в 1867 году перестроил под нужды суда архитектор Николай Теплов, а в 1903-м Филарет Засухин реконструировал его в стиле модерн. В 2006-м группа архитекторов во главе с Михаилом Егоровым составила проект реставрации здания суда. Несмотря на то, что вместо «еръ» (твердый знак) на конце слова «суд» над главным входом появилась буква «ять», а слово стало читаться как «суде», это считается одним из лучших примеров реставрации памятников архитектуры в Самаре.
Дом Плехановой
К работам зодчего также относят два здания в псевдорусском стиле – дом Плехановой на улице Степана Разина, 47, и особняк Кириллова на улице Куйбышева, 65. Очевидно, что оба они построены по проекту одного архитектора, имеют схожую композицию и декор фасада, но вопрос их авторства остается открытым. К историзму относится и особняк Розиной на углу улиц Куйбышева и Пионерской.
Особняк Розиной
В архитектуре двухэтажного кирпичного дома с угловым эркером присутствуют мотивы средневековой замковой архитектуры, а отдельные детали напоминают один из корпусов Киевского политехнического института, построенный в 1890–1900-х по проекту Иеронима Китнера.
Доходный дом Афанасьева
Доходный дом Афанасьева на углу улиц Пионерской и Степана Разина – тот случай, когда Засухин прибегает к прямому заимствованию. Самарский дом – адаптированная копия собственного особняка архитектора Виктора Шретера на набережной Мойки в Петербурге. Засухин – далеко не первый, кого вдохновила эта работа ведущего петербургского зодчего. Схожие с ней черты, например, имеет собственный дом архитектора Дмитрия Вернера в Нижнем Новгороде, но, в отличие от Засухина, Вернер полностью переработал проект, изменив композицию фасадов.
Дом Юрина
В том же квартале по улице Степана Разина находится еще одна работа Засухина – дом Юрина (№ 52). В этот раз зодчий проектирует в псевдоклассике, но при этом фасад делает асимметричным. Совсем иначе (эклектика с элементами модерна) архитектор решает пятиэтажный доходный дом Юрина на углу Ленинградской и Чапаевской.
Дом Юрина 2
Помимо перечисленных объектов, Засухин проектировал храмы в селе Наумовка Бугурусланского уезда и селе Старая Куликовка Ставропольского уезда, колокольню в бугульминском Александро-Невском мужском монастыре, вел надзор за строительством Пантелеймоновской церкви при больнице, занимался расширением Всехсвятской кладбищенской церкви, восстанавливал мельницу Бобермана за Самаркой.
Деревянное зодчество – отдельная страница творчества Филарета Засухина. По проектам зодчего были построены дом Тимрота на улице Самарской, 165 (утрачен), и аналогичные ему дом Павловой на улице Садовой, 94, дом Юрина на углу улиц Галактионовской и Ульяновской, каменно-деревянный особняк на углу улиц Самарской и Вилоновской.
К работам Засухина также относят один из самых ярких памятников деревянной Самары – дом Санина на улице Галактионовской, 82.
Дом Санина
а также «дом с жар-птицей» на улице Льва Толстого.
Дом с жар-птицей
Рисунок Вагана Гайковича Каркаряна.
Утратили и спасли
Особняк Тимрота
К сожалению, не все работы Засухина дошли до нас. Об утрате особняка Тимрота на улице Самарской, 165, я уже писал в статье «Муляжи памятников и памятники муляжам» в декабре 2016-го. На месте роскошного дома с башенками и эркерами выстроили многоэтажку, а затем прилепили к ней муляж памятника. Воссозданный домик получился «пластмассовым», а среда вокруг стала настолько непривлекательной, что у собственников постоянно возникают проблемы с поиском арендаторов.
Еще два объекта, связанные с именем Засухина, находятся в центре внимания градозащитников. Жилой флигель усадьбы Зеленко на улице Самарской, 179 (напомню, Засухин выкупил у Зеленко усадьбу и достроил ее), удалось отстоять.
Флигель усадьбы Зеленко
Дом был лишен статуса объекта культурного наследия, его пытались признать аварийным и подлежащим сносу (строительная компания «Трансгруз» имела виды на эту площадку), но силами жителей дома и общественности памятник удалось отстоять. Суд отменил решение о признании дома аварийным, а управление охраны памятников присвоило ему статус выявленного объекта культурного наследия.
Особняк Наймушина
А вот особняк Наймушина на улице Степана Разина, 106, отмучился. В 2007 году в нем случился сильный пожар. Утверждали, что причиной стала бутылка с зажигательной смесью. С этого момента началась долгая и медленная смерть памятника архитектуры. Он горел еще раз, новые собственники пытались его снести. Сложно сказать, подлежал ли особняк восстановлению сразу после пожара 2007-го (стены состояли из лиственницы, обложенной кирпичом), но внешне конструкции казались прочными. Девять лет без консервации, частичный снос и пожары превратили остатки усадьбы в настоящие руины. В августе 2016-го управление охраны памятников Самарской области выдало разрешение на демонтаж остатков особняка Наймушина. Собственник обещает воссоздать объект в прежнем виде. И хотя исторической ценности он иметь уже не будет, было бы неплохо построить его в год празднования 150-летия архитектора.
Армен АРУТЮНОВ
Градозащитник.
Фото автора
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 6 (114), 2017, Март
Замечательная статья, со знанием материала и любовью к герою очерка и его работам. Спасибо, было очень интересно читать.
Замечательная статья. Особенно интересно было читать о своем родственнике от чего не знал.