Предупреждение. Все совпадения — это просто совпадения. То же относится и к несовпадениям.
25 августа 1918 года. Раннее утро на Волге немного выше Самары. Солнце всходит над рекой. Полковник Каппель щурится. Пароход “Фельдмаршал Суворов” шумит колесами. В трюме парохода — золотой запас России. 650 миллионов золотом.
Полковником Каппель стал вчера, по приказу Комуча № 254. Кому чо. А полковнику хочется курить. Слава Богу, незаменимый Василий Осипович тоже проснулся и вышел полюбоваться матушкой Волгой. Понятливо протягивает Каппелю пачку папирос. Тот прикуривает с медленной тягой:
«Какая красота! А я ведь увидел Волгу в таком величии только сейчас, в годы великой смуты…»
«Знаете, Владимир Оскарович. Ведь здесь, в Жигулях эта великая смута и зародилась, отсюда идет. Степан Разин ведь именно в Самаре заявил, что в его стругах царь и митрополит плывут. До Жигулей робел на святое руку поднять. А тут осмелился.»
«Неужели вы верите в это?»
«Знаю. Я же из Самары. Владимир Оскарович, я бы хотел просить вас…»
Вырыпаев на миг замолк.
Пароход «Фельдмаршал Суворов». Открытка 1910-е годы.
«Вы уверены, что это золото надо отдавать Комучу?»
«Да у вас голос дрожит, голубчик.»
«Я помню ваши слова в Казани, я вас поддерживаю полностью — надо собрать все силы в кулак и пойти на Москву. Иначе — гибель России. Один шаг до нее, Владимир Оскарович. А у вас сейчас — золотой запас России. И ваш авторитет. Военный гений. Я не могу видеть этих людей. Какие-то вечные приспособленцы, беглые социалисты-революционеры. Чем они отличаются от Троцкого, которого мы бьем?»
Василий Осипович Вырыпаев.
Каппель курил молча и с печальным удовольствием смотрел, как восходит солнце. Может ли взойти над Волгой солнце Аустерлица? Он затянулся и грустно улыбнулся. Василий Осипович замолчал, не зная как подобрать слова. Каппель смотрел на Волгу, на блики восходящего солнца. Их танец гипнотизировал, успокаивал. Почему он все должен делать сам? Всегда. Он с первой минуты увидел ничтожность этих людей. Их тухлые амбиции и сгнившие души. Как прекрасно пляшет солнце на Волге!
Через час с небольшим пароход подходил к пристани общества «Кавказ и Меркурий». Комуч ожидал прибытия золотого запаса в полном составе. Едва поставили сходни — члены Учредилки устремились на пароход. Каппель ждал их в кают-компании. Когда все зашли внутрь, им было объявлено, что верховным правителем России до свержения большевиков становится полковник Каппель.
В его ближайших планах — собрать армию и вооружить ее с помощью золотого запаса. Взять Москву и Петроград. Уничтожить правительство большевиков. Потом вернуть власть тому, кто сможет править. Великому князю Михаилу, Конституции и Думе. Товарищи члены правительства либо поддерживают этот план, либо топятся в великой реке, чтоб не тратить патроны. В итоге, сэкономили два патрона.
Через месяц, своим излюбленным фланговым маневром, полковник Каппель занял Москву. Не ворвался — вошел. Под колокольный звон и счастливые слезы. Это было взятие похуже, чем у Наполеона — войск у Каппеля оставалось в три раза меньше, чем у большевиков, но во времена Наполеона никто не читал газет, особенно советских. А теперь все читали и замирали от сладкого ужаса. Вертинский пел с каждой граммофонной пластинки, по обе стороны линии фронта: полковник Каппель приехал на фронт со своей молодой женой…
Владимир Оскарович Каппель
Большевики бесповоротно вышли из моды. В России был восстановлено правление рода Романовых. Михаил I сделал Каппеля генералиссимусом и поручил ему развитие танков и авиации. Империя, после победоносной мировой войны, быстро распространилась на страны восточной Европы и остатки Скандинавии.
И теперь он мог бы поехать в Швецию, купить такой же маленький домик, как показывал в детстве, на картинке уже полузабытый дедушка. Дом с красной крышей и крепкой конюшней.
Неожиданно ударили склянки. Каппель оторвал взгляд от солнечных бликов и повернулся к Вырыпаеву.
«Увы, Василий Осипович. Я прекрасно понимаю ваше недовольство Комучем, но я офицер, а не диктатор. И на ваши жигулевские соблазны я не поддамся.»
Солнце погасло. Но через секунду вспыхнуло золотом Волги. Пароход бодро шел к Самаре — столице свободной России.
Талантливо!