Наследие:

8½ забытых фильмов с Марчелло Мастроянни

30 сентября 2019

Марчелло Мастроянни родился 28 сентября 1926 года. Самкульт вспомнил несколько его фильмов.

Мастроянни был невероятно талантлив и многогранен. Он сыграл больше 100 ролей. У великих режиссеров, у забытых режиссеров, в очень разных и непохожих фильмах. Наша подборка почти случайна. Просто пересмотрите его фильмы — насладитесь настоящим кино.

95 лет Марчелло Мастроянни. Grazie Marcello per tutti i meravigliosi sentimenti, ricordi e sogni!

Вчера, сегодня, завтра

1964

«Оскар» за лучший иностранный фильм 1964 года. Начало творческого союза с Софи Лорен.

Фильм выстроен по модному тогда принципу трех новелл, объединенных общей темой. Эротизм и невероятная сексуальная привлекательность итальянских женщин в теле Софи Лорен.

Фильм неправильно относить к забытым, но в нашей стране он почему-то известен меньше других шедевров с Мастроянни. Великая, без преувеличения, первая новелла, где Лорен играет неапольскую торговку контрабандными сигаретами. Тем, кто был в Неаполе — смотреть обязательно.

Мастроянни здесь немного«на подхвате» и рисунок его ролей попроще, чем у Лорен. Но вместе они создают одну из лучших пар за всю историю кино.

Десятая жертва

1965

Экранизация рассказа Шекли. Первый фильм про охоту на человека, как спорт. Все эти «Бегущие человеки» и «Голодные игры» выросли из этой шинели.

В паре с Мастрояни — еще одна секс-бомба 60-х — Урсула Андерс. Она — охотник, он — ее десятая жертва. Вспыхивает страсть и фильм из сатиры на жестокое будущее медленно превращается в мелодраматический боевик, с элементами футуристической эротики.

Фантастика без спецэффектов и жизнь в начале XXI века, как ее видели 50 лет назад. Можно сравнить наши реалии с фильмом, чтобы еще раз убедиться — реальность превзошла фантазию.

Дни любви

1954

Малоизвестные актеры Марина Влади и Марчелло Мастроянни впервые получили большие роли у большого режиссера.

60 лет назад — это выглядит очень трогательно. И сюжет, про патриархальную сельскую Италию, где свято чтут традиции. И актеры — без малейшего налета звездной пыли, без клише и наигранности, чистые и прекрасные. А мы уже знаем, что с ними будет и это добавляет красок в старый фильм.

«Дни любви» — это изящный переход от неореализма к новой итальянской комедии, которую в 60-х полюбил весь мир.

А еще стоит обратить внимание — герои Мастроянни и Влади по фильму практически ровесники. В реальности ему здесь 28, а ей — всего 16 лет.

Белые ночи

1957

Ранний шедевр Висконти и его единственное обращение к Достоевскому. Конечно, итальянское прочтение нашей классики сильно отличается от, но именно этим интересно.

Мечтатель Мастроянни все-таки поживей малохольного героя Достоевского, Наташа-Настя в исполнении Марии Шелл выглядит русской только не для русских, но это всё неважно!

Потому что «Белые ночи» — один из красивейших фильмов в истории. Мастроянни в нем просто неотразимо гениален, а кадры снегопада в Ливорно-Петербурге останутся в вашей памяти на всю жизнь.

Красавчик Антонио

1960

Внешняя привлекательность Мастроянни эксплуатировалась режиссерами иногда довольно необычным образом. В этом фильме Марчелло сыграл слишком красивого парня, излучающего секс, но имеющего слишком много комплексов и принципов, плюс еще и тиран-отец.

Это не комедия. Сценарий вообще написал Пьер Паоло Пазолини. Но и воспринимать сюжет фильма как драматический тоже сложно. Социальная сатира, направленная против католической церкви и заскорузлой провинциальности.

Учитывая, что роль молодой жены исполняет Клаудиа Кардинале, фильм про то, как у героя Марчелло не получается с такой феминой, можно назвать и философской притчей, и ненаучной фантастикой.

Подсолнухи

1970

kinopoisk.ru

Удивительный артефакт советско-итальянской кинодружбы. Первый итальянский фильм частично снятый в СССР.

Герой Мастроянни — итальянский солдат, пропавший без вести под Сталинградом. Его жена по фильму — Софи Лорен — едет после войны в Россию, чтобы найти могилку мужа, а находит в итоге его самого. Живого-здорового, но с русской семьей.

Муж Софи Лорен в жизни — продюсер Карло Понти сделал фильм «под жену» и действительно роли женщин, спасших главного героя — итальянки и русской, закрывают образ Марчелло. Русскую жену сыграла, впечатлившая Понти в «Войне и мире» Людмила Савельева.

Этот фильм стоит пересмотреть, чтобы понять как сильно изменились мы, и как мало изменилось государство, которое «решает» сегодня те же «проблемы». В 1970 году премьеру фильма в СССР отменили из-за того, что там показано кладбище итальянских солдат. В Советском Союзе такого нет — заявили «товарищи» и потребовали сцену вырезать. Итальянцы отказались.

В 1941-43 году на фронтах Великой Отечественной погибло 30 тысяч итальянских солдат. 54 тысячи итальянцев умерло в советском плену.

Казанова 70

1965

Вот вам 100% итальянская комедия. Про доблестного офицера, покорителя сердец, который не может уже покорять без выброса адреналина.

Герою Мастрояни мало обычных отношений, его возбуждает только опасность. Конечно, сценаристы выжали из этого прекрасного сюжета всё. Для нашего современного зрителя очень интересен опыт «работы» героя с немного шизнутым «светочем психоанализа», который собственно и направляет героя в его похождениях.

Нестареющее вечное кино и один из лучших образов Мастроянни, без изысков и надлома, но при этом с тонкой, психо(пато)логически достоверной игрой. И от этого становится уже не просто смешно, а смешно почти до оргазма. В общем, есть о чем подумать после сеанса.

Призрак любви

1981

Предпоследняя роль Роми Шнайдер. И один из лучших фильмов с зрелым Мастроянни. По сюжету он ищет любовь своей юности, которую, как ему показалось, узнал в женщине, попросившей 100 лир на проезд.

Этот призрак юношеской любви по имени Анна постепенно сводит героя Марчелло с ума. В своих поисках исчезнувшей любви он быстро выясняет, что настоящая Анна умерла три года назад от рака. Он идет на улочку, где они гуляли в молодости вдвоем и… встречает Анну.

Конечно, в конце концов, герой сходит с ума и в психушке за ним ухаживает медсестра с внешностью Анны, которая умерла три года назад от рака.

Тяжелое зрелище, особенно если знать, что Шнайдер снималась в фильме, когда погиб ее 12-летний сын, за несколько месяцев до собственной трагической смерти.

Великолепный фильм, после которого на улицах начинаешь искать знакомые лица, невиданные с юности.

Я вспоминаю

1997

Документальный фильм, где Марчелло рассказывает о своей жизни. Против показа фильма,  после смерти Мастроянни, протестовали и официальная жена актера, и его дочь Кьяра и Катрин Денёв — мать Кьяры. Такое единодушное неприятие подсказывает — фильм действительно честный.

Мастроянни вспоминает свою великую жизнь и трудно поверить, что такая жизнь возможна. Разве только в итальянском кино!

pNa

Оставьте комментарий