6 декабря исполняется 100 лет великому джазовому музыканту Дейву Брубеку. Самкульт предлагает вспомнить его творчество.
Дейв Брубек известен всем. А-а-а! Тейк Файв! Ну, вот и нет. Во-первых, Take Five написал не Брубек, а Пол Десмонд — саксофонист квартета Дейва Брубека. Во-вторых, творчество Брубека совсем не ограничивается этим великим стандартом.
Поэтому вот вам пять альбомов из той эпохи, когда джаз еще мог быть новым.
Jazz Goes to College
1954
К моменту выхода этого альбома Дейв Брубек был уже очень известен. В 1954 году он стал вторым джазменом, появившимся на обложке журнала Time. Первым был Луи Армстронг. А сам Брубек очень переживал, что вторым стал он, а не Дюк Эллингтон. И, так получилось, что журнал ему принес как раз Эллингтон — они вместе гастролировали и жили в соседних номерах. «На этой обложке должен быть ты!» — ответил Дейв Дюку на поздравления. Но Брубек и сам вполне заслужил обложку главного журнала Америки.
Альбом “Джаз идет в колледж” был вторым для квартета Брубека на престижном лейбле Columbia и он открыл американским слушателям modern jazz.
Альбом записывали во время гастролей по колледжам США. В квартете Брубека был только один негр и сам Дейв был очень похож на молодого преподавателя, а музыка завораживала своей новизной и экспрессией. Популярность Брубека среди американских студентов изменила джаз — из музыки для черных и узкой субкультуры, он превратился в модный интеллектуальный досуг.
Dave Digs Disney
1957
Один из главных талантов Дейва, наверное, можно назвать, как умение “джазифицировать” любую музыку. Этот альбом появился на свет, после того, как Дейв — примерный отец — вместе с детьми посетил Диснейленд и задумался о том, как могли бы прозвучать популярные мелодии из свежих, на тот момент, диснеевских хитов в джазовой обработке.
Брубек и его музыканты играют свои версии музыки из “Алисы”, “Золушки”, “Белоснежки” и “Пиннокио”. Не знаю, можно ли с помощью такой музыки привлечь к джазу интерес детей, но самому послушать песню гномов в исполнении квартета Брубека тоже познавательно.
Time Out
1959
Самый знаменитый альбом Дейва Брубека. Именно на этом альбоме звучат Take Five и Blue Rondo a la Turk в своих самых классических версиях — они отличаются от привычных — послушайте! Это одна из самых популярных и знаменитых и одна из самых новаторских пластинок в истории джаза.
Все композиции, кроме одной, сыграны в нестандартных размерах — квартет много гастролировал, в том числе по Европе и Азии, поэтому Десмонд и Брубек активно экспериментировали с размерами характерными для народной музыки. Руководство Columbia не хотело выпускать альбом, так как считало его слишком экспериментальным, не нравилась и обложка работы Садамици Фуджита — очень уж абстрактная.
Альбом имел оглушительный успех. Просто невероятный для джаза и той, еще совсем не технологичной эпохи. Впервые джазовая запись была продана тиражом свыше одного миллиона экземпляров! Time Out стал первым джазовым альбомом поднявшимся до второй строчки национального хит-парада Billboard, и… вечной классикой.
Time Further Out
1961
Это альбом-сиквел Time Out и сейчас его особенно интересно послушать, чтобы понять — композиций не хуже знаменитой Take Five у квартета Брубека было немало. Энергичный Unsquared Dance — неквадратный танец — в самом названии иронически обыгрывает страсть музыкантов к необычным размерам. Здесь это семь четвертых.
Размеры становятся “фишкой” Брубека — на обложке пластинки они указаны для каждой композиции. Концептуально подходят музыканты и к оформлению альбома. Он имеет подзаголовок Miro Reflections и посвящен творчеству испанского сюрреалиста Хоана Миро. На обложке альбома — картина 1925 года, которая называется “Calculation” — “подсчет”.
Jazz Impressions of Japan
1964
Квартет Брубека, наверное, первым начал целенаправленно издавать свои музыкальные впечатления от гастролей по миру. Альбом “Джазовые впечатления Японии” — третий в этой серии. Можно сказать, что Брубек следовал завету своего учителя — французского композитора Дариуса Мийо — ездить по всему миру и всюду держать уши открытыми.
Используя свой талант к джазификации чего угодно, Брубек легко перекладывает традиционную японскую музыку на гармонии блюза и современного джаза. Это один из самых красивых альбомов в огромной дискографии Брубека, трудно даже выделить какую-то одну композицию, но пусть это будет Koto Song.