Наследие:

Джимми Пейдж. Семь соло и одна лестница в небо

9 января 2021

9 января отмечает день рождения Джеймс Патрик Пейдж — один из величайших гитаристов в истории. Самкульт выбрал несколько лучших соло Джимми.

Самым-самым-самым, не только в творчестве Джимми, но и во всей рок-музыке, признано его соло в «Лестнице в небо». Но, здесь  сложно выбрать что-то лучшее — в составе Led Zeppelin у Джимми Пейджа в каждой первой песне — великий запил в вечность.

Но! Надо отметить — это все-таки коллективное творчество. И только на борту «Свинцового дирижабля» — в сольном творчестве Джимми никогда не поднимался до таких вершин.

И до Цеппелина ему такие высоты мастерства тоже не покорялись. Достаточно сравнить  исполнение великой  Dazed and Confused — сначала в составе Yardbirds, а потом — буквально через несколько месяцев — уже с Led Zeppelin.

Мощно. Одна проблема — песню эту написал не Джимми Пейдж, а Джейк Холмс — малоизвестный американский фолк-певец сочинил эту песню и записал на своем дебютном альбоме в 1967 году.

Существует несколько версий, как песню позаимствовал Пейдж, но уже на первом альбоме LZ автором композиции указан только Джимми. Джейк Холмс оказался очень терпеливым человеком и подал в суд только в 2010 году. По решению, принятому через пять лет, после начала процесса, официальный автор все-таки Пейдж, но «вдохновленный Джейком Холмсом».

Dazed and Confused

1968

Из гитарной партии Пейджа в этой композиции вырос стиль Джонни Рэймона из Ramones. И тут уже не было никакого стороннего вдохновения — только магия «Свинцового Цеппелина». Джимми Пейдж придумал гитарный рифф, а группа сочинила на его основе гениальную композицию.

Communication Breakdown

1968

Гитарную партию из этой песни называли среди главных источников своего творческого вдохновения Рик Рубин, Стив Вай и Эдди Ван Хэйлен. Именно эту песню кавернула на своем самом первом концерте Nirvana.

Heartbreaker

1969

С этой композицией тоже не обошлось без суда. Первый американский хит Led Zeppelin очень уж похож на блюз Вилли Диксона «You Need Love», который в 1962 году записал сам Мадди Уотерс. Хотя авторство главного гитарного риффа из этой песни не оспаривается,  суд, завершившийся в 1985 году, обязал группу указывать Вилли Диксона, как одного из авторов песни.

Whole Lotta Love

1969

И снова шедевр основанный на умеренном плагиате. Часть текста Роберт Плант позаимствовал в песне Never группы Moby Grape. Но Джимми Пейдж здесь вне критики и подозрений — его соло в этой композиции считается одним из лучших во всей истории электрогитар.

Since I’ve Been Loving You

1970

Песня получила название в честь безымянного пса, бродившего вокруг студии в которой работала группа. А знаменитый рифф придумал не Пейдж, а Джон-Пол Джонс, который вдохновлялся альбомом Мадди Уотерса «Electric Mud».

По опросу британского журнала Q — это лучшая гитарная композиция в рок-музыке. Трудно спорить.

Black Dog

1971

Гитарное соло в этой композиции Джимми Пейдж ставит на один уровень с «Лестницей в небо». Композиция, длящаяся почти 11 минут была вдохновлена древней мифологией с одной стороны и музыкой востока — с другой.

Гитарное арпеджио в марокканском стиле в начале композиции — это только приманка, здесь несколько соло и в каждом следующем Пейдж наворачивает все больше и больше. Уникальный эффект достигается еще и при помощи 8-струнного баса, который Джон Пол Джонс впервые использовал при записи этой песни как раз для того, чтобы выгодно подчеркнуть гитарные партии.

Achilles Last Stand

1976

Да, это самое великое гитарное соло в истории рок-музыки. И еще одна история плагиата. Песня про женщину, купившую лестницу в рай, частично позаимствовали у группы Spirit — в их версии она называлась Taurus и была записана на два года раньше. Пейдж сотоварищи наверняка слышали эту песню, так как играли у Spirit на разогреве.

Но это в 1969. А к 2020-му суд принял сторону Цеппелинов и поставил точку в судебной тяжбе, тянувшейся почти 8 лет — авторами песни признаны Пейдж и Плант. «Лестница на небеса» дорогого стоит!

Stairway to Heaven

1971

pNa

Оставьте комментарий