Наследие:

Не только «Венера». Лучшие песни Shocking Blue

2 декабря 2024

Великая голландская группа, которую все знают по одной песне.

О гигантах рока так часто говорят — «они опередили свое время», что это выражение давно перестало что-то значить. А как насчет великой группы, которая гениально отстала от своего времени? Встречайте Shocking Blue!

Лучший состав этой голландской группы сложился в 1969 году. К этому времени большинство групп, которым подражали Shocking Blue, начали постепенно отходить от грува и двигаться в сторону тяжелой музыки — на сцену заходили прогрессив-рок, ранний металл и протопанк. Однако, Shocking Blue по-прежнему звучали так, словно только что прибыли из свингующего Лондона или психоделического Сан-Франциско образца 1967 года.

Jefferson Airplane — группа, с которой Shocking Blue сравнивают чаще всего. Именно на «Аэроплан» ориентировался ветеран голландского рока Робби ван Лёвен, когда решил, что его группе нужна вокалистка. И хотя ван Лёвен начал с явного подражания Jefferson Airplane, его группа очень быстро и навсегда превзошла своих предшественников. Там, где тексты песен Airplane были запутанными и нелепыми, ван Лёвен придумывал свежие и невинные истории об отношениях мальчиков и девочек или переходил на экзистенциальные жалобы. В то время, как музыка Jefferson Airplane часто включала в себя беспорядочный, джазовый элемент «дайте мне сделать соло», который ее утяжелял, Shocking Blue придерживалась упрощенных, энергичных ритмов бит-музыки.  Кроме того, Маришка Вереш была просто лучшей певицей, чем Грейс Слик  — более искренней, душевной и мелодичной.

Вереш на самом деле не была оригинальной вокалисткой Shocking Blue. Когда, в 1967 году, гитарист ван Лёвен ушел из группы местных хитмейкеров Motions, чтобы собрать свою собственную банду, он сделал это с другим голландским тусовщиком, Фредом де Уайлдом, который стал вокалистом новой группы. Банда, на тот момент полностью состоявшая из парней, записала один альбом и несколько синглов. Некоторые из них стали второразрядными хитами в Голландии, наиболее заметным из которых был сингл, явно вдохновленный музыкой Западного побережья — «Lucy Brown is Back in Town».

Но только все начало складываться у этой версии группы, как де Уайлда призвали в армию. Как раз в этот момент ван Лёвен решил, что ему в составе все-таки нужна вокалистка. Он не терял времени даром и нашел Маришку Вереш — дочь венгерского цыгана и немки русско-французского происхождения. Маришка выглядела как модель и пела как чернокожая soul sister. И хотя Де Уайльду удалось уйти с военной службы всего через несколько месяцев, за это время новый состав группы уже записал настоящие хиты — «Send Me a Postcard» и «Long and Lonesome Road». И Фреду места уже не нашлось.

С рок-группами либо ничего никогда не происходят, либо всё происходит очень быстро, но редко события происходят так быстро, как это было с новым составом Shocking Blue! Еще до конца первого года совместной работы они записали хит, который стал №1 в США — знаменитую «Венеру». Это был их третий сингл, единственная песня, по которой все помнят Shoking Blue и бесспорный лидер американского хит-парада в декабре 1969 года.

И это одна из величайших несправедливостей в истории рок-музыки  — тот факт, что Shocking Blue (даже те кто про них знает!) считают их «группой одного хита» — понятно какого. Но «Venus» — лишь один из нескольких классических треков на альбоме Blue’s At Home. Это сборник, который должен быть на вершине рейтинга лучших песен всех времен по версии критиков, а не оставаться в безвестности и забвении, где он находится сейчас. «California Here I Come» и уже упомянутая «Long and Lonesome Road» столь же цепляющие, столь же крутые, столь же запоминающиеся, как «Venus». Как и песня под названием «Love Buzz», которую перепела Nirvana (не слишком хорошо, но они получают очки за то, что у них хватило крутизны отдать дань уважения) на альбоме Bleach. Также есть инструментал в стиле рага-рок, еще пара бодрых мелодий, которые лишь немного отстают от «Venus» и других, и «Boll Weevil» — открывающий альбом трек в стиле R&B, который звучит в стиле Grateful Dead.

Следующие два альбома Shocking Blue, хотя и не такие сильные и последовательные, как At Home, все равно были очень хороши, как и все, что группа выпускала в начале 70-х. Оба альбома содержали выдающиеся треки. На Scorpio’s Dance есть «Sally was a Good Old Girl», рок-версия стандарта кантри-энд-вестерн, плюс «Little Cooling Planet» и «Seven is a Number in Magic» два шикарных трека, с тяжелыми риффами, которые звучат как из Калифорния 67-го. Затем был 3-й альбом, в котором общее фолк-настроение было новым для группы. «I Saw Your Face», ведущий вокал, взятый Ван Леувеном, похож на Mamas & the Papas с банджо, а «Serenade» — один из многих медленных, меланхоличных треков Shocking Blue и одна из самых красивых баллад. Но две главные песни на этом альбоме — роковые: «Bird of Paradise», звучащая в стиле танцевальных вечеринок 60-х, и автобиографический гимн «Shocking You», в котором Blue, все таки обратили свои взоры на глэм.

На протяжении всех этих лет группа гастролировала, покрывая огромные расстояния с головокружительной скоростью, но Лёвен продолжал сочинять и находил время, чтобы записать несколько неальбомных синглов. Один из них — «Never Marry a Railroad Man», возможно, является их самой лучшей песней. Номер один в Голландии и золотой диск в Германии и Японии, этот трек в среднем темпе, с его отрывистым гитарным риффом и вокальной мелодией, которая остается у вас в голове, каким-то образом не произвел никакого шума в Америке, где лучшее, что сделали Blue после «Venus», попало в нижние слои Топ-100, или в Англии, где они, как ни странно, никогда не были особенно популярны.

Записи продолжали поступать. Концертный сет в Японии появился вскоре после «3rd Album», а в 1972 году Shocking Blue выпустили три лонгплея: «Inkpot», «Attila» и «Dream on Dreamer». К сожалению, уровень качества немного снижался с каждым новым LP, но поскольку весь оригинальный материал продолжал писать  ван Лёвен, время от времени появлялись звездные треки. Хотя в альбомах было слишком много филлеров, чтобы считаться их даже незначительной классикой, но на всех были отличные синглы —  «Inkpot», «Rock in the Sea» и «Out of Sight, Out of Mind».

Все начало разваливаться в 73-м. Сначала группа потерпела неудачу со своим новым синглом — «Let Me Carry Your Bag», который не имел успеха ни дома, ни за рубежом. Ван Лёвен устал от пяти лет мировых гастролей, непрерывной записи и ответственности за написание песен, его усталость проявилась в этой слабой пластинке. Дела у лейбла Pink Elephant шли не очень хорошо, и вскоре они потеряли первого участника  басиста — Классье Ван Дер Валя. Вскоре после этого ушел и создатель группы, вдохновитель и единственный автор песен  Робби ван Лёвен.

Это должно было стать концом Shocking Blue, но людям нужно что-то делать, и, занимаясь этим, они часто рискуют запятнать то, что когда-то было драгоценным. Отсутствие пера Ван Леувена было слишком заметно на последних синглах и альбоме Good Times. Хотя новые музыканты были профи, а голос Вереш звучал как всегда сильно, риффы были не совсем там, а тексты были просто ужасными (особенно в случае «This America» — песни, в которой Вереш глупо поет хвалу стране, которая только недавно выводила войска из Вьетнама).

К счастью, группа взяла перерыв после того, как эти синглы не смогли взорвать чарты. Но это  еще не было финалом для Shocking Blue. В 1986 году, когда Bananarama изрядно опошлили и снова сделали хитом «Венеру» (и очень сильно увеличили доходы ван Лёвена!) , группа собралась снова, но не слишком удачно.  Песня «The Jury and the Judge», на которую музыканты рассчитывали, доказала только, что и они могут быть такими же безвкусными и звучащими как динозавры, как Starship в эту же эпоху.

И это еще не все. В 1994 году вышел еще один сингл, тоже слабый, но группа Shocking Blue, во главе с Маришкой Вереш, некоторое время будоражила европейские концертные залы. Ван Лёвен сказал, что этот новый Shocking Blue «звучит, безусловно, хорошо», но мало кто согласился с мнением некогда классического автора песен и невоспетого героя рока. Робби уже довольно давно не играл на гитаре, больше интересуясь миром искусства, чем современной поп-музыкой. Маришка Вереш в 2003 году записала альбом c цыганским ансамблем Андрея Сербана «Gypsy Heart», который стал ее последней записью. Она никогда не была замужем и не имела детей. Маришка Вереш скончалась в возрасте 59 лет, 2 декабря 2006 года. Ее прах согласно завещанию был развеян.

Но мелодии и ритмы, написанные ван Лёвеном больше полувека назад, до сих пор восхищают своей красотой и мощью. Вот  десять лучших песен Shocking Blue с гитарными риффами взмывающими ввысь, до самой Венеры!

# 10 – Out Of Sight, Out Of Mind

# 9 – Send Me A Postcard

# 8 – Blossom Lady

# 7 – Hello Darkness

# 6 – Mighty Joe

# 5 – Daemon Lover

# 4 – Long And Lonesome Road

# 3 – Never Marry a Railroad Man

# 2 – Love Buzz

# 1 – Venus

 

pNa

Оставьте комментарий