Наследие:

Маэстро Коваленко в моих воспоминаниях

23 января 2021

Памяти дирижера Владимира Коваленко.

Человеческая память — удивительная вещь. Неожиданно всплывают моменты жизни, о которых не помнил десятилетия. Возникает в голове спектакль Самарской оперы, который в конце 80-х записал и передавал по телевидению один из центральных каналов вещания. Это была опера И. Стравинского «Соловей». Для меня, студента консерватории, было большим подарком увидеть эту замечательную постановку. О Самарской опере давно ходила слава театра высокого уровня, но «Соловей» удивил интересной постановкой и прекрасным певческим и музыкальным мастерством. За дирижерским пультом был главный дирижер театра Владимир Коваленко.

Мне всегда была близка политика Владимира Фёдоровича в выборе репертуара. Рядом с известными и популярными названиями всегда соседствовали редко исполняемые вещи.
В 1992 году я прослушивался в Самарский оперный. В этот день по расписанию была спевка оперы Н. Римского-Корсакова «Сервилия» (которая до сих пор практически нигде не идет, несмотря на музыкальные достоинства). Повезло, что слушали меня до репетиции, иначе я просто не смог бы петь: настолько поразили меня своим уровнем мастерства и красивыми большими голосами солисты театра Татьяна Протопопова, Вячеслав Храмов, Василий Спичко, Александр Бобыкин, Василий Святкин, Александр Григорьев, Зураб Базоркин.

Несмотря на то, что меня пригласили в театр, я отказался по разным причинам и вернулся сюда только в 1996-м, удачно спев прослушивание с оркестром, за пультом которого стоял маэстро Коваленко. Немалая его заслуга была в том, что он очень чутко аккомпанировал и помогал своей энергетикой.

Первые спектакли, которые я увидел в театре, были оперы «Трубадур» Дж. Верди и «Черевички» П. Чайковского, «Перикола» Ж. Оффенбаха. Поразили яркие, игровые постановки, красочное оформление. Певцы не просто великолепно пели, но и блестяще играли на сцене, и снова оставила приятное впечатление музыкальная часть спектаклей, которые провел Коваленко. Возникло непреодолимое желание работать в таком коллективе.
***
90-е годы для страны были очень тяжелыми материально и морально, поэтому публика практически не ходила в театры. Людям надо было выживать — не до спектаклей. Тем не менее театр жил очень насыщенной и интересной жизнью, был очень богатый репертуар, регулярно выпускались новые яркие премьеры, проводились оперные и балетные фестивали и даже заграничные гастроли. И в этом была немалая заслуга Коваленко.

В первый же год моей работы в театре маэстро назначил меня на партию Хофмайстера в опере «Карлик». В июне 1996 года состоялась премьера спектаклей «Карлик» А. фон Цемлинского и «Ёлка» В. Ребикова, которые шли в один вечер. Владимир Фёдорович очень интересно и зажигательно работал над весьма непривычным и специфическим для нас музыкальным материалом. Ощущались знание стиля этой музыки, традиции ее исполнения, полученные в Вене, на стажировке у фон Караяна. Недаром через два года театр был приглашен в Берлин: показать «Карлика» и еще одну редко исполняемую оперу — «Арлекино» Ф. Бузони. Гастроли прошли с большим успехом, вышли положительные рецензии на спектакли.

В декабре 1996 года состоялась премьера «Богемы» Дж. Пуччини в постановке Георгия Исаакяна. В спектакле всё дышало молодостью, юношеским темпераментом и задором. Режиссер добивался естественности и органичности поведения персонажей, а маэстро Коваленко давал энергичные темпы, добивался кантилены на широком, большом дыхании. Лирические эпизоды были наполнены нежностью и трепетом.

Многим зрителям и, конечно, исполнителям запомнилась и полюбилась комическая опера Г. Доницетти Viva la Mamma! в постановке Юрия Александрова. Режиссер разместил оркестр на сцене. Коваленко умудрялся с небывалым драйвом дирижировать, участвовать в театральном действе как актер, а перед началом спектакля очень любил зажигательно сказать вступительное слово.

В январе 1998 года, к 200-летию со дня рождения Ф. Шуберта, Владимир Фёдорович и его супруга, главный хормейстер Валерия Павловна Навротская, с солистами, хором и оркестром театра подготовили Мессу № 5 ля-бемоль мажор композитора. Это было очень тонкое прочтение произведения, его стилистических особенностей. Коваленко добивался округлого, теплого и стройного звучания, определенного штриха в подаче звука. В работе дирижера чувствовались большая любовь и понимание такой специфической для музыкального театра музыки.

В 1998–99 годах в театре шла подготовка мировой премьеры оперы С. Слонимского «Видения Иоанна Грозного». Премьеру дирижировал легендарный Мстислав Ростропович. Однако большую предварительную работу по выучке материала, освоению сложного современного языка, выучке партий солистами, хором и оркестром провел Владимир Фёдорович. Он же перед началом постановочных работ исполнил оперу для постановщиков и музыкантов города. Ростропович оценил такое отношение — на всех пяти премьерных спектаклях обязательно выводил Коваленко на поклоны как равноправного участника постановки. В дальнейшем Владимир Фёдорович с большим успехом один дирижировал «Видения» в течение нескольких лет.
***
В начале 2000-х, когда театр испытывал серьезные финансовые трудности и не было возможности выпускать полноценные премьеры, Коваленко решает делать концертные исполнения опер. Была подготовлена концертная версия «Риголетто» Дж. Верди, которая шла с большим успехом в течение нескольких сезонов. На оперных фестивалях в Самаре в ней с удовольствием принимали участие именитые гастролеры, среди которых были Теймураз Гугушвили, Николай Путилин, Виктор Черноморцев.

Вспоминаю замечательные концертные исполнения «Бориса Годунова» М. Мусоргского и «Демона» А. Рубинштейна. Готовились, но не состоялись премьеры «Майской ночи» Н. Римского-Корсакова и «Короля Лира» С. Слонимского. А какие колоритные зримые образы помогал создавать дирижер в этих работах певцам! Можно только представить, какие яркие могли бы получиться постановки. Иногда дирижер вставал за пульт не своих спектаклей. Помню «Аиду» на фестивале «Ирина Архипова представляет». В музыке сразу появлялись «коваленковский» дух, размах и масштаб. Маэстро безупречно аккомпанировал певцам, дышал вместе с ними.
***
Так сложилось, что в 2006 году Владимир Фёдорович уехал работать в Новосибирск. Было ощущение, что театр осиротел. За дирижерским пультом один другого сменяли разные музыканты, но не хватало надежности, энтузиазма и вдохновения Коваленко.

Через год маэстро возвратился. В это время начинается сложнейший период в истории театра — период реконструкции. Спектакли и концерты проходили на чужих площадках. В таких условиях очень трудно сохранить театр и его коллектив. Но главный дирижер работал с еще большей отдачей, предъявляя самые высокие требования к качеству концертов и спектаклей и исполнительскому уровню театрального организма. Состоялся выпуск премьер опер «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, двух больших концертных программ: «Приношение Легару» и «Вечер Верди». Регулярно шли спектакли текущего репертуара, проводились оперные фестивали «Самарская весна» и «Басы XXI века».

Маэстро всегда жил в ногу со временем, он положительно воспринял новую постановку оперы Дж. Верди «Риголетто» в режиссерском варианте Михаила Кислярова. По поводу этого события было много шума, выходили негативные рецензии, но Коваленко считал, что такая трактовка имеет право на существование. На спектакль ходили, он нравился молодежи и шел в театре почти 10 лет.

Вспоминается концерт «Приношение Шаляпину» в Самарской филармонии, посвященный 100-летию единственного сольного выступления, данного в Самаре легендарным певцом. Были исполнены фрагменты коронных шаляпинских опер — «Борис Годунов» М. Мусоргского и «Фауст» Ш. Гуно. Вдохновенно и с удовольствием провел этот вечер Владимир Фёдорович.

Осенью 2010 года после реконструкции гала-концертом открылась основная сцена Самарского академического театра оперы и балета. В нем выступили все лучшие силы труппы. И снова важные задачи встали перед главным дирижером: приспособить к новым условиям спектакли, поставленные на других площадках во время ремонта театра, освоить новые акустические ощущения, выстроить баланс оркестра, солистов и хора.

В 2011 году осуществилась блестящая премьера «Князя Игоря» А. Бородина в постановке Ю. Александрова и под музыкальным руководством В. Коваленко. Спектакль получился масштабным, красочным, с великолепной сценографией Вячеслава Окунева. Публика очень полюбила эту постановку, и по сей день на «Князе Игоре» — полный зал.
***
Владимир Фёдорович за дирижерским пультом был всегда очень мобилен, слышал любую проблему во время исполнения и всегда был готов прийти на помощь любому музыканту или певцу. Это же качество выручало маэстро, если внезапно необходимо было заменить заболевшего коллегу-дирижера без репетиции. Обычно такие спектакли проходили на высоком профессиональном уровне.

Конечно, как всякая творческая личность, Коваленко был человеком непростым, если ему что-то не нравилось, он мог раздражаться, ругаться. Но он всегда понимал цену таланта, даже с плохим характером и несхожими взглядами на какие-то принципиальные вещи, и это никогда не сказывалось на рабочих отношениях.

Владимир Фёдорович всегда был доступен. С ним в любое время можно было поговорить, обменяться музыкально-театральными впечатлениями — как-то в коридоре театра мы с ним беседовали более трех часов о современных постановках, о любимом нами композиторе А. Брукнере и концепциях исполнения его музыки, об интерпретаторах-дирижерах, о множестве редакций «Бориса Годунова» и о многом-многом другом — и всегда это было интересно, познавательно и с блеском в глазах.

Маэстро Коваленко прожил очень достойную жизнь в профессии, подготовил и провел множество премьер, спектаклей и концертных программ, воспитал большое число музыкантов и певцов. Мы равнялись и равняемся на его трудолюбие и творческую щедрость, одержимость любовью к музыке, театру и всегда вспоминаем его с теплом и благодарностью.

Андрей Антонов — Солист Самарского академического театра оперы и балета, народный артист Самарской области, заслуженный артист России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 21 января 2021 года, № 1–2 (198–199)

pNa

Оставьте комментарий