Наследие: ,

Пять причин, почему “Назад в будущее” является совершенным блокбастером

21 октября 2015

1

У всех нас есть любимый, тупой, веселый и великий фильм, самый громкий и грубый, меньше всего заинтересованный в любой тематической глубине, но зато дарящий нам минуты неподдельного счастья. Эти фильмы разбивают вдребезги все критические возражения и просто оставляют вас удивленно озирающимся вокруг, с блуждающей улыбкой на устах.

Юбилейный перевод из vox.com

Для меня, таким фильмом был и всегда будет “Назад в будущее”. Фильм, который я считаю просто идеальным. Расскажите мне о его несовершенствах. Укажите мне на сюжетные дыры. Прочитайте мне лекцию о том, что путешествия во времени происходят, не так, как там показано. Мне все равно. Эта странная смесь: немного научной фантастики и инцест-комедии — по-моему устанавливает стандарт, которому должны соответствовать все другие попкорн-фильмы. Стандарт, который заставляет все эти фильмы чувствовать, что им чего-то не хватает.

В год 30-летия премьеры первой части “Назад в будущее” — фильм дебютировал 3 июля 1985 — вот вам пять причин, почему “Назад в будущее” является совершенным блокбастером.

1. Фильм может похвастаться лучшим сценарием блокбастера из всех, когда-либо написанных. 2

От начала до конца, сценарий Боба Гейла и Роберта Земекиса, номинированный на “Оскар”, — это настоящее чудо! Его структура — искусно составленная смесь, замешанная в первой половине фильма, так густо, насколько возможно… И выплеск всей накопленной энергии в второй половине, без пауз, не давая зрителю перевести дыхание. При этом сценаристам удается выстроить события и втиснуть их в строгой музыкальной последовательности.

Марти МакФлай (невероятно свежий Майкл Джей Фокс) отправляется назад во времени, чтобы увидеть своих родителей, когда они были тинами. А затем он должен найти способ, чтобы поехать вперед, то есть вернуться назад. Гейл и Земекис построили историю таким образом, что все, что происходит ранее, это подготовка к расплате, о которой ты не подозреваешь.

Почему, к примеру, какая-то женщина, клеит листовку об установке башни с часами Hill Valley на Марти? Ну, потому что он, в конечном счете, должен точно знать, когда молния ударит. Фильм даже показывает, как именно он собирается использовать этот набор ситуаций и развязок в самой первой сцене, когда длинная панорама комнаты изобретателя машины времени Дока Брауна,  полная тиканья часов и дурацких изобретений заканчивается кадром с ящиком плутония, о котором диктор говорил всего за несколько минут до этого. Эти очаровательные моменты спрятаны так элегантно, что вы даже не заметите некоторые из них, пока не посмотрите фильм в четвертый или пятый раз подряд.

“Назад в будущее” не стесняется в развитии персонажа или даже общей картины мира. Hill Valley существует, как настоящий город, с реальной историей, где приключения Марти может изменить название торгового молла или нарушить тщательно установленный статус-кво. Образы Марти и его родителей в начале фильма, выглядят, как  карикатуры, но сюжет движется, образы обретают глубину, и мы понимаем, как далеко ушли нелепые родители Марти от тех переполненных надеждами на будущее подростков, которыми они когда-то были.

2. Всё в этом фильме — тикающие часы.  Всё. bttf2

Одна из величайших вещей в конструкции “Назад в будущее” — то, как фильм полностью сосредоточен на идее нехватки времени. Буквально всё вокруг — это тикающие часы, которые ведут отсчет до момента, когда Марти застрянет навсегда в 1955 году, или даже до момента, когда Марти буквально перестанет существовать, потому что он помешал своим будущим родителям влюбиться друг в друга.

Например, есть одна сцена — когда Марти ненадолго заперт в багажнике автомобиля бандой Биффа, здесь Гейл и Земекис втиснули семь (а  возможно и более!) отсчетов один в другой, словно в матрешке.  Они начинаются с побега Марти  из багажника, а затем, разрешаются по одному, пока мы не придем к главному вопросу: успеет ли Марти вовремя в торговый центр, чтобы спасти Дока Брауна (маниакально-блестящий Кристофер Ллойд) от ливийских террористов.

Конечно, с какой стороны ни посмотри, тиканье часов – довольно дешевый прием, чтобы создать атмосферу саспенса. Но «Назад в будущее» заставляет его работать, еще и потому, что фильм преподносит его с невероятным апломбом.  И потому, что сама идея обратного отсчета является настолько неотъемлемой частью каждого фильма про путешествия во времени, что это дает дополнительные возможности для маневра.

Но даже если вы игнорите такие допущения, отсчет времени в Back to the Future работает потому, что на каком-то уровне, это фильм о юности. О том, что подростками, мы все убегаем наперегонки от надвигающегося, скучного взросления. И нам никогда не хватает времени, потому что зрелость догоняет рано или поздно каждого из нас.

3. Режиссеру Роберту Земекису было, что доказать. bttf3

Как написал в своей новой книге “Нам не нужны дороги: Создание Назад в будущее” сам Земекис, который спродюсировал потом многочисленные любимые хиты на большом экране, в том числе “Форрест Гамп” и Cast Away, тогда он был молод и голоден. И не хотел опираться на своего наставника Стивена Спилберга, чтобы он “сделал” его фильм. Тот, кто потратит время на просмотр начальных титров фильма,  увидит, что Земекис не перуспел в своем начинании. Именно Спилберг прописан первым в титрах, в качестве продюсера, а его производственная компания, Amblin, была подтянута к проекту, чтобы помочь провести фильм через джунгли студийной системы.

Но Земекис слишком сильно хотел отбросить все фильтры и проявить себя в каждом элементе своей режиссуры. Даже обычную прозаическую сцену, такую как школьные танцы, он снимает словно автопогоню. И когда тиканье часов ближе к финалу превращается в бой колоколов, его режиссура становится такой интенсивной, что еще немного и дыхание перехватит. Даже сцена последнего разговора Марти с родителями вызывает волнение вплоть до сжимания подлокотников кресла, хотя обычно до такого не доходит.

На протяжении всего фильма, Земекис демонстрирует замечательный уровень знаний и умений по превращению фильма в своего рода живой пинбол. Он неуклонно наращивает темп и интенсивность действий, чтобы подготовить вас к тотальному натиску последнего получаса.

4. Back to the Future — это теперь пьеса в двух действиях

bttf4

Просмотр фильма не просто позволяет нам заглянуть в 1955 год. Фильм дает представление о том, что люди в 1985 думали про 1955, но и про 1985 тоже. Фильм прямо позиционируется как часть эпохи Рональда Рейгана, как можно было ее себе представить. И отражает увлечение той эпохи якобы идиллической жизнью 1950-х годов, при том, что символы этой идиллии “подрезаются” на каждом шагу.

Просмотр Back to the Future тридцать лет спустя — это просмотр фильма, который на полном серьезе пытается представить свое настоящее (в 1985 году), как место способное вызвать ностальгию. И действительно, в первом сиквеле (действие которого частично происходит именно в 2015 году!) сознательно создается картинка мира, в котором  80-е воспринимаются с той же приглушенной страстью, что и 50-е в первой части фильма.

Главная идея проста: вы не можете заставить время остановиться, не можете удержать подростков от взросления. Все что вы можете сделать — это жить в свое время, как в самое лучшее из времен (и, ладно, можете предупредить сумасшедшего ученого с которым общаетесь, что он собирается умереть в специфическую ночь, в будущем, лет через 30).

5. Фильм содержит прекрасные примеры примирения bttf5

Подростковый возраст предполагает понимание того, что ваши родители когда-то были такими же, как и вы. И что вы когда-нибудь будете похожим на них. Они, в конце концов, люди, человеческие особи, такие же как и вы сами.

В конце концов, «Назад в будущее» и об этом: надо понять, что и у ваших родителей были когда-то планы и мечты, котрые им пришлось похоронить с вашим появлением на свет. Марти случайно дает своим родителям второй шанс — прожить жизнь, котрая не буде прервана появлением его самого, братьев и сестер.  Жизнь в которой они действительно достигли того, о чем мечтали.

Никто не берется утверждать, что Back to the Future — фильм невероятной глубины. Но и в оригинальном фильме, и в двух сиквелах идея о примирении поколений возвращается снова и снова. Дети примирятся со своими родителями, когда сами станут родителями.

«Назад в будущее» никто никогда не переделывал. Насколько я знаю, нет никаких планов по созданию сиквелов. И это, вероятно, к лучшему. Современная версия наверняка подпала бы под соблазн отправить Марти и Дока путешествовать по разным историческим эпохам, как Билл и Тед. И это наверняка скрыло бы от нас почему оригинал был так хорош.

Back to the Future работает потому, что его амбиции, на самом деле, не так велики. Под всеми шутками и моментами, где мать ни   не подозревая флиртует с сыном, происходят путешествия во времени, а действие упаковано в последовательность обратных отсчетов, под всем этим остается одна тема. Такая универсальная, что мы возвращаемся к ней снова и снова, как к рассказу, после рассказа, после рассказа: сможем ли мы когда-нибудь понять своих родителей? И даже труднее: смогут ли наши родители понять нас?

back-to-the-future-part-ii-original

vox.com

pNa

Оставьте комментарий