Наследие:

Пять недетских злодейских ролей Владимира Басова

30 июля 2015

9524

28 июля исполнилось 92 года великому Владимиру Басову. Герою войны, грандиозному режиссеру, актёру, да, что там говорить — это русский гений, пусть и с финскими корнями! Произносишь: Басов — и сразу вспоминаются Мышлаевский, Бруно и московский полотер… Но для миллионов и миллионов, он, прежде всего, Дуремар.

Владимир Басов создал, пожалуй, самую удивительную галерею кинозлодеев в советском детском кино.

Поэтому, вспоминая гения, Самкульт подобрал пять «злодейских» ролей в  «детских» фильмах. Каждая из которых — хороший поводом познакомить с творчеством Басова своих детей. Или внуков.

Настоятельно рекомендуется совместный просмотр. Некоторые фильмы вы откроете заново и удивитесь не только глубине картин и образов, но и невероятно серьезному подходу при работе с детской аудиторией.

И еще. Всем этим фильмам около сорока лет. Они сняты в очень короткий промежуток — с 73 по 79 годы и были великими хитами нашего детства. Тем приятней смотреть их сегодня, когда количество смыслов и образов, за прошедшие сорок лет, собственный опыт, накопленный за годы, добавили очень неожиданных красок в эти картинки.

Убеждаешься, что перед тобой — маленький кусочек вечной человечности и  комедия нравов, которая длится гораздо дольше, чем любой бесконечный период застоя.

Впрочем, на такой застой стоило бы согласится! Попытайтесь вспомнить хотя бы один детский фильм такого уровня, снятый в России за последние десять лет.

Его нет! А ведь в  том же 1979 году зрители увидели не только «Электроника», но и «Тот самый Мюнхгаузен», «Сталкер», «Пираты XX века», «Экипаж», «Сказка сказок», «Место встречи изменить нельзя», «Несколько дней из жизни Обломова», «Гараж», «Осенний марафон», «Москва слезам не верит», «Сибириада», «Шерлок Холмс», «Маленькие трагедии».

И еще добрая сотня (!) добротных фильмов, даже названия которых нам ничего не скажут, вроде, «Инженера Графтио» — это, кстати, неплохая биографическая картина с Анатолием Папановым в главной роли. Но вернемся к злодеям Басова.

Принц Лимон

«Чипполино», 1973

басов_лимон

Параноидальный правитель овощной страны. Его стиль и наряды предвосхищают моду русских поп-звезд третьего тысячелетия. Басова немного, но каждое его появление великолепно. Здесь говорят про «коллективную безопасность» и о том, что в тюрьмах сидят честные люди. Здесь высмеивают милитаризм и культ личности.

Басов зигует с игрушечной ЗРК в руках. Подробно показан процесс рейдерского захвата со стороны крупных собственников при помощи государства в городке, как будто позаимствованном декораторами «Ленфильма» у Бунюэля.

И это 1973 год. В общем, неожиданно актуальное кино. При этом, в начале фильма, камео Джанни Родари и улицы Неаполя под специальную «итальянскую» песню в исполнении, понятно, Магомаева —  ведь всё, что мы видим — это критика буржуазной системы в формате детского мюзикла. Итальянская сказка. Ранний советский постмодернизм.

Кто ж знал, что сорок лет спустя все так повернется?! Безумные психоделические сцены войны с танцами и песнями Басова добавляют в этот фильм прекрасного политически грамотного бреда.

Дуремар

«Приключения Буратино» 1975

20130726-190104-585

Даже сам режиссер фильма считал «Буратино» слишком простым, но именно в таком легком жанре детской музыкальной комедии несколько великих русских актеров создали свои ярчайшие образы. Лиса Алиса Санаевой или черепаха Тортилла в исполнении Рины Зеленой — это наш культурный код.

И Басов тоже создал бессмертное: а я пиявках пою, за денежки их продаю! Вдумайтесь в эти смешные, как слышалось тогда строки. Каким разным смыслом — глубоким, и даже страшным налились за сорок лет эти стихи Булата Окуджавы. Впрочем, в некоторых источниках пишут, что текст написал Юрий Энтин.

Как видим, количество гениев на квадратный метр съемочной площадки зашкаливало. Встреча Дуремара и Карабаса (Этуш), которая у Алексея Толстого выглядит гораздо бледнее, чем в фильме, является предметом дискуссии между внуком писателя Иваном Толстым и Петром Вайлем. Есть о чем подискутировать.

maxresdefault

Через образ Басова мы, советские дети, столкнулись с реальностью, несуразной и смешной, в которой надо было заниматься чем-то неприятным, и  даже унизительным, чтобы заработать себе на жизнь. Не светлым радостным трудом во имя. Совершить подлость, чтобы поесть.

И надо сказать, что неприятные черты Дуремара, гениально воплощенные Басовым — образ жизни и мораль героя, оказались гораздо ближе к «взрослой» жизни, в которой мы живем сейчас.

Худой волк

«Про красную шапочку» 1977

0_3371e_1f734e50_XL

Самый сложный и лиричный злодей в этой блистательной плеяде. Фильм, согласно легенде, родился из случайного обещания режиссера Нечаева, после триумфа «Буратино», к следующему Новому году снять фильм про Красную Шапочку. Но «случайно пообещал» он это шефу Гостелерадио, и кино пришлось снять.

В итоге — самая культовая и философская детская сказка на советском экране. «Если ты  хочешь, чтоб он стал настоящим волком, пусть будет как все, пусть будет голодным!» — каждое слово Худого волка в исполнении Басова звучит, как готовый афоризм.

0_7546f_88672fbd_XL.jpg

А сцена первой встречи и диалога Волка и Шапочки? Это будет посильнее «Лолиты» Набокова! А бесконечные переодевания в женскую одежду? И мы все это смотрели, кстати, как детское кино в своем советском детстве. Этот фильм особенно стоит пересмотреть заново. Одна из самых удивительных сказок в нашем кино.

Король Джакомон

«Волшебный голос Джельсомино» 1977

volshebnyj.golos.dzhelsomino.2.avi.image6

И снова Джанни Родари. На этот раз фильм совсем уж сюрреалистический. С бумажной кошкой в качестве персонажа, с безумным художником, золотым париком короля и очень выморочной фантазией итальянского писателя, который начал писать сказки по приказу Коммунистической партии Италии.

Кстати, нигде кроме СССР, Родари и его сказки особой популярностью не пользовались, но вот наш социалистический лагерь иногда создавал такие культурные феномены. Благодаря им, мы можем сегодня наслаждаться таким странным и прекрасным фильмом про Джельсомино в стране лжецов.

1356711__00_16_13

Да, тут тоже полно всяких свежих аналогий с нашей реальностей, благо, страна лжецов никуда не исчезает, но лучше просто постарайтесь вспомнить, где и когда вы впервые услышали песенку Джельсомино и пересмотрите фильм. Роль Басова многое добавляет в облик полновластных властителей.

Стамп

«Приключения Электроника» 1979

560452_original

Главарь мафии и великий советский мем: Урри, где у него кнопка? Для нас, советских детей, именно гангстер Стамп был воплощением всемогущества капиталистического мира. Ворует картины, ездит на роскошных машинах, посылает Урри за Электроником в СССР.

Конечно, это была ирония. Даже имя песонажа — Стамп — Штамп. Герой Басова практически собран из штампов о красивой буржуазной жизни, мафии и гангстерах. Последняя серия «Электроника»  с перестрелкой в башне и проникновенными разговорами советского робота и главаря какой-то все-таки европейской, видимо, мафии — это был самый важный час в нашей жизни 35 лет назад.

Вряд ли кино про Электроника произведет такое сильное впечатление на современных детей, но вот взрослым будет полезно вспомнить то время, когда изысканные гангстеры были только персонажами детского кино и, глядя на Стампа, трудно было поверить, что настоящая мафия ведет себя совсем по-другому. Но летние каникулы 1980 года никто об этом еще не знал. Даже сама будущая мафия.

И хочется еще раз сказать спасибо великому актеру Владимиру Басову. Его злодеи и негодяи очень многому научили нас и учат по сей день.

 

pNa

1 комментарий к “Пять недетских злодейских ролей Владимира Басова

Оставьте комментарий