Наследие: ,

Духовное наследие, живые истоки

14 марта 2016

FullSizeRender

В Самарском государственном институте культуры прошла презентация IV тома антологии «Духовное наследие народов Поволжья. Живые истоки», подготовленного фольклорной комиссией Самарской организации Союза композиторов России и Самарским центром традиционной русской культуры при поддержке администрации губернатора Самарской области и Дома дружбы народов.

Фото: Инна Александровна Касьянова.

По нынешним «рыночным» временам многотомное издание антологии народной культуры, песенного фольклора народностей, населяющих Поволжье, – фантастика! Сколько энергии, энтузиазма и бескорыстия у авторов-составителей и прежде всего – у движителя проекта, профессора Инны Александровны Касьяновой.

В свет вышел уже четвертый том – весомый, энциклопедического формата, в 700 страниц. Первый появился в 2001 году. Второй, в одночасье ставший библиографической редкостью, – в 2008-м.

Первые два тома были посвящены, прежде всего, мордовским песням и русским песням на основе архива Михаила Ивановича Чувашова, эрзянского фольклориста, этнографа, краеведа, уроженца села Красные Ключи, что ныне относится к Похвистневскому району.

В результате многолетней поисковой работы в Самарской и Оренбургской областях, Татарстане, Чувашии, Мордовии Чувашов собрал богатейший материал – более 2 000 записей, уникальных по жанру и художественной значимости. Среди них: песенный эпос, заговорная магия, обрядовая и необрядовая лирика, свадебные и похоронные причитания, колыбельные песни, детский фольклор.

Архивы Чувашова были переданы в Тарту и до наших дней хранятся в фольклорном архиве Литературного музея имени Ф. Р. Крейцвальда. И лишь спустя много лет (Михаил Иванович скончался в 1973 году) по просьбе администрации Шенталинского района и районного мордовского культурно-просветительского общества «Масторава» были сделаны копии уникальных аудиоматериалов.

На их основе в 2002 году в селе Старая Шентала был открыт историко-этнографический музей имени Чувашова. Инициатором создания музея стала заслуженный учитель Российской Федерации Татьяна Ивановна Волкова. Она же стала инициатором создания антологии.

Работа над третьим томом, который составили духовные стихи и фольклорные молитвы, шла параллельно со вторым. Он вышел в 2009 году.

 

Инна Касьянова вспоминает: Где еще можно найти эти записи? А в нашей области они записаны. Когда я показывала священнослужителям, что записывала в Богатовском (с. Виловатое) и Красноярском (с. Тростянка) районах, – я должна была с ними контактировать, чтобы ничего не натворить непотребного, – отец Алексий послушал и произнес: «Интересно! Молитвы как песни поют!» А действительно, там не было храмов. Был канонический текст, и эти молитвы распевались как песни.

Третий том – тоненький, 200 страниц, но каждая – на вес золота. Духовные стихи, молитвы, детские песни и три припевки. А четвертый – самый толстый, и это только первая часть русской свадьбы Самарской губернии. Впервые том антологии снабжен диском. На нем «всего» 173 песни, и это песни из разных районов, разных сел, от разных исполнителей.

Nasledie

Уже есть заготовки на вторую часть четвертого тома, и на пятый, и на шестой тома антологии: лирика, исторические частушки и всё, что не вошло в предыдущие тома, то, что заново открыли фольклористы-энтузиасты.

Доктор исторических наук этнолог Екатерина Ягафова ведет огромную работу с чувашскими фольклористами, у нее практически том уже готов. Осталось только привести в порядок, а самое главное – получить на это финансы.

Будем надеяться, что работу над антологией, как и губернский фестиваль «Рожденные в сердце России», областные власти не оставят без своего внимания и опеки.

Юлия Авдеева, Виктор Долонько

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 4 (92) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий