Наследие:

3 великих дела Кейта Эмерсона, который застрелился, поняв, что не сможет играть

15 марта 2016

keith-emerson

Кейт Эмерсон застрелился 10 марта. По данным местных, калифорнийских газет причиной самоубийства могли стать проблемы со здоровьем. У Кейта начали отказывать руки. Жить, не играя, он не захотел.

После смерти — теперь это уже традиция — по сети прошелестела волна скорбных публикаций, написанных людьми (?) которые вряд ли слушали или даже слышали об ELP,  а содержательную часть некролога аккуратно списали у Вики. Такой теперь помин души. Я же хочу рассказать почему этот музыкант так важен и прекрасен. Для меня лично, конечно. Ну и, может, еще для пары приятелей прошлого века.

1. Кейт Эмерсон примирил классику и рок

И поднял рок-н-ролл до уровня классической музыки. То есть это сейчас мы все понимаем, что первые альбомы Чака Берри — тоже классика, и катитесь со своим Бетховеном, но снисходительное отношение со стороны классической музыки, серьезной, как ее называли в прошлом веке, конечно, неистребимо. Кейт Эмерсон был первым музыкантом, который соединил эти два потока в едином русле своего исполнительского таланта. Все вот ELP вспоминают, а я больше люблю Nice — его первую группу.

У нее масса достоинств, и, на мой вкус, из всего лондонского безумия 60-х — это один из вкуснейших образцов. + название очень подходящее. ELP начался во многом потому, что Кейт решил все-таки заработать денег с супергруппой. Nice были успешны, но не приносили достаточно, поэтому и разошлись. Один из мифов гласит, что Эмерсон, уже вместе с Грегом Лейком, хотели собрать группу с Митчеллом на ударных и Хендриксом. Но вышло по другому. И в музыке ELP очень хорошо все, но какой-то эйфории творческой вседозволенности все-таки не хватает. Но вернемся к классике! Я услышал ELP сначала в виде фирменного роскошного диска Trilogy, взятого послушать у великого учителя литературы Владимира Петровича Тарсукова. Trilogy — это филигранный альбом, в котором Эмерсон звучит виртуозно и местами даже слишком.

Но это было острое оружие в моей подростковой борьбе за ценности. Я послушал и понял, что. Никакой разницы нет. Это все — музыка, и рок может быть такой же классикой и звучать даже серьезней и пафосней, чем любой Бах с Чайковским. Это было важно. Потому что любить рок — это с точки зрения взрослого мира и большой традиционной культуры тогда еще было, как бы помягче сказать, примитивно. Кейт Эмерсон и ELP крушили эту систему с первых нот. Ни один препод фоно не посмел бы сказать, что они играть не умеют. Еще как умеют и при этом играют самую что ни на есть классику. Такую высоколобую, что и преподам не дотянуться. Тетка моя, готовившая пианистов на конкурс Кабалевского, очень одобрительно об Эмерсоне отзывалась. С такими руками на конкурс Чайковского надо.
Конечно, все уже играли к появлению ELP с симфоническими оркестрами и даже появились рок-оперы, но Эмерсон был сочнее и ярче, талантливее и при этом — ближе к классике, даже без вызова оркестра.

2. Кейт Эмерсон научил нас слушать русскую музыку

Да-да, конечно, «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. В исполнении ELP — это одно из важнейших произведений мировой музыки. Все ведь помнят, что в средней школе любовь к русской классической музыке не очень, по целому ряду причин: уроки пения, обязательные походы в оперный, где я впервые услышал анекдот про человека, который сидит на «Кармен» до конца только чтоб увидеть, как ее убьют. Навязывание шаблонной классической культуры в СССР было очень мощным, постоянным и повсеместным и мы, конечно, сопротивлялись. Фекальными шутками про «могучую кучку», придумыванием нецензурных текстов к классическим ариям. Любить это все добровольно, по нашему мнению, было совершенно невозможно. И тут — ты узнаешь про Pictures at Exhibition by Mussorgsky. Кстати, только что выяснил, что английскую версию этой фамилии iPad знает. Спасибо, Кейт! Узнаешь, что крутейшая британская группа играет Модеста Мусоргского!!! Их ведь никто не заставляет!


Они реально это любят и знают. Очень этот факт влиял на нашу культурную самооценку. Помог осознать принадлежность к великой музыкальной культуре. Надеюсь, что-то подобное произошло и в других странах, музыку чьих национальных композиторов играл Эмерсон. Для меня же очень сильным импульсом стал Сибелиус, и его Карелия, в обработке Nice. Я тогда бредил походами, Урал, Карелия, Саяны, но саундтрек к моим мечтам в виде песни долго будет Карелия снится, меня не прельщал. И другое дело Эмерсон вместе с Сибелиусом. Потом выяснилось, что еще и Рахманинова играют — так потихоньку русская классика начала свою реабилитацию. И продолжает ее по сей день!

3. Кейт Эмерсон снова сделал клавиши королевским инструментом

В рок-музыке много великих клавишников. Но Кейт был первым. Его не заслоняли условные Гилморы-Блэкморы, он был виртуозным исполнителем, он создал великолепные произведения,  соединяя традицию и новацию, вывел техническое мастерство на новый уровень. Кейт сделал клавиши в рок-музыке священным чудовищем, не хуже гитары. Его любимыми инструментами были Муг и Хэммонд. Синтезатор Муг, который Эмерсон создал под себя лично — это, наверное, один из главных монстров рока — 250 килограммов, три метра высоты, километры проводов и уникальное звучание. То, что было хорошим аккомпанирующим инструментом, Эмерсон сделал главным инструментом в рок-музыке. И, в общем-то, по этой дорожке все и пошло.

015.Keith_Emerson_1973

При этом Эмерсон сам делал звук для своих инструментов, создавал их своими руками и устраивал безумные исполнительские шоу, похлеще Элтона Джона, сжигая во время исполнения Бернстайна американский флаг, или играя на клавишах ножом. Один такой сценический нож — нацистский даггер Кейт подарил своему грузчику — Лемми Киллмистеру, который тогда еще не собрал Motörhead. Так что все это было очень рок-н-ролльно и чётко по классике. Ушел Кейт Эмерсон очень достойно. Остался пианистом до конца.

pNa

5 комментариев к “3 великих дела Кейта Эмерсона, который застрелился, поняв, что не сможет играть

  1. Нет, и никогда не будет столь великого музыканта. Надо, наверное сказать R.I.P., а хочется — покойся с миром, лично я тебя буду помнить всегда!!!

  2. «Трилогия» была первым альбомом,который я купил на виниле, еще в школе , в 1978-1979 г. О смерти Эмерсона узнал только минуту назад, спустя год после смерти,почти. Буквально сегодня днем вспомнил об этой троице , улыбнулся высказыванию: » ELP — это трагическая растрата времени, таланта и электричества» . У того, кто это сказал, (кто-то из музыкантов западных), с юмором было лучше, чем с музыкой, иначе -я бы запомнил, кто это сказал….

  3. «Трилогия» была первым альбомом,который я купил на виниле, еще в школе , в 1978-1979 г. О смерти Эмерсона узнал только минуту назад, спустя год после смерти,почти. Буквально сегодня днем вспомнил об этой троице , улыбнулся высказыванию: » ELP — это трагическая растрата времени, таланта и электричества» . У того, кто это сказал, (кто-то из музыкантов западных), с юмором было лучше, чем с музыкой, иначе -я бы запомнил, кто это сказал….

  4. Какая прекрасная статья о любимом музыканте. Это был мой кумир. Наверное, самый первый кумир в рок-музыке. Просто Божество!! Кажется я вообще, даже его имя просто так повторял в мыслях. Нравилось его, имени, звучание. Э-мер-сон… Начал слушать рок именно с ELP. Таркус!… И потом пошло, поехало… Собрал весь его на виниле (в начале 80-х)… Да… жаль. И ушел как достойно… Автор прав. Он остался музыкантом до конца…

  5. Кейт Эмерсон — это музыкальный гений. Его собственная музыка настолько совершенна, что я бы поставила его в один ряд с Бетховеном. Хотя человеком он был скромным и юморным. Жаль, что многие люди, включая известных музыкальных обозревателей, не понимают его музыки, она для них сложна, а поэтому кажется скучной. Из тысяч живых концертов, на которых я побывала, его российский концерт осенью 2008 года был несравненно лучшим.

Оставьте комментарий