Мнения: ,

Людмила Терентьева: «Рожденные в сердце России» – энциклопедия народного творчества

21 октября 2016

12-1_terenteva

Открытие IV Губернского фестиваля самодеятельного творчества «Рожденные в сердце России» прошло по традиции торжественно. Однако сам фестиваль – это длительная и очень ответственная работа: жюри предстоит оценить творческие программы коллективов из 37 муниципальных районов и 10 городов Самарской области. 

Казалось бы, три номинации – «Театрализованное представление», «Тематический концерт», «Концерт-дивертисмент» – позволят участникам продемонстрировать свои таланты в наиболее выигрышном ракурсе, однако среди критериев оценки концертной программы значится «художественная ценность репертуара». В отношении народной культуры это означает этнографическую точность, достоинство обработки или стилизации произведения. Специалистов, способных оценить и вокальное мастерство, и бережное отношение к исторически сложившейся целостности произведения, и аутентичность исполнения, в России немного. Но именно их участие в работе жюри делает фестиваль не только праздником народного творчества, но настоящим университетом традиционной культуры – и для участников, и для зрителей.

«Рожденные в сердце России» – это энциклопедия народного творчества самых разных жанров, – уверена Людмила Терентьева, член жюри фестиваля, профессор кафедры народного хорового искусства Самарского государственного института культуры, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. – И участие коллективов из всех районов Самарской области свидетельствует о том, что самодеятельное творчество сегодня переживает подъем. Это корневая культура, которая является основой всего: ценности и чувства, образ мысли и умения, отношение к труду и к празднику – все это отражается в народной песне, в обычаях, в традиционных костюмах, в хореографии. И логично, что песенное искусство сохраняется и продолжает естественно развиваться именно в самодеятельных коллективах.

Самодеятельная народная песня помогла нам пережить 1990-е годы: во времена великих потрясений, разрушения привычного мира с такими хрупкими, как оказалось, ориентирами, самодеятельное творчество стало способом социализации, с одной стороны, и возможностью выразить свою индивидуальность – с другой. А обращение к подлинным народным традициям позволяло сохранить свою идентичность, что очень важно в эпоху перемен. В 1990-е во Дворце культуры Завода имени Масленникова (сейчас это КРЦ «Звезда») я работала с коллективом, в котором пели более 100 человек. Огромную работу вели Дома культуры «Искра» и «Заря», Дворец культуры 4 ГПЗ: ветеранские хоры, детские ансамбли, хореографические коллективы – они объединяли самых разных людей, делали связь поколений не формальной, а реальной – именно так, в процессе совместного творчества, издавна передавались обычаи, ценности, понятия, опыт. На мой взгляд, это был расцвет самодеятельного творчества. Сегодня большинство дворцов культуры закрыты. Хотя ДК «Искра» и «Заря» сохранились и продолжают работать.

Именно в то время сложилась богатейшая коллекция фольклорного материала – мы называем ее фондом, – которую удалось собрать в этнографических экспедициях нашим студентам и преподавателям: в деревнях жили старушки, которые помнили и показывали, как правильно водить хороводы, выполнять сложнейшие на современный взгляд движения, что означает вышивка на костюме. Сегодня на этом материале обучаются наши студенты.

Фестиваль «Рожденные в сердце России» дал новый импульс развитию самодеятельного народного творчества в Самарской области. На селе, кстати, никогда не угасал интерес к народной песне, обрядам, танцам, и сейчас в экспедициях можно записать традиционную хореографическую лексику. Однако долгое время именно аутентичное исполнение считалось чем-то устаревшим, интересным лишь специалистам, а потом вдруг стало модным. Наверное, это и адекватный ответ на культурную глобализацию, и подлинный интерес к своему прошлому. И конечно, развитие народной культуры невозможно без поддержки государства. Не будет внимания к культуре – погибнет народ, что, к счастью, понимают в Самаре. Часто бывая в других городах, могу утверждать: во многих регионах завидуют и тому, что мы проводим такой фестиваль, и тому, что он проходит при непосредственной поддержке губернатора.

Самодеятельным коллективам требуются профессиональное и квалифицированное руководство, творческая помощь специальных организаций, внимание СМИ и общественности. Фестиваль создает этот особый мир самодеятельного творчества: общение на репетициях, обмен репертуарами руководителей коллективов, просто знакомства с единомышленниками, потом – обменные гастроли между районами, творческие встречи…

Выпускники кафедры народного хорового искусства Самарского государственного института культуры работают во многих районах области: «Исаклинские россыпи» (руководители Павел и Екатерина Богатовы), народный фольклорный ансамбль «Дубравушка» из Безенчука (руководитель Лариса Семина), Большеглушицкий народный хор под управлением Александра Дмитриева, детский фольклорный ансамбль «Потеха» Шенталинского районного дома культуры (руководитель Ирина Храмова), Безенчукский народный хор «Русская песня» (руководитель Любовь Баннова) – эти образцовые народные коллективы работают на высочайшем исполнительском уровне, являются лауреатами самых престижных фестивалей народного творчества, их выступления в программе «Рожденные в сердце России» всегда очень достойные, поскольку они бережно и внимательно сохраняют традиции народного творчества. Многие из них служат ориентиром для других творческих коллективов, и это, кстати, абсолютно верно: пытаться соответствовать профессиональным коллективам невозможно и не нужно. Это две разные планеты – и задачи, и возможности, и мотивация несравнимы.

Народная песня именно в народном исполнении приобретает ту неповторимость и оригинальность, непосредственность, которые делают ее каждый раз новой, но сохраняющей глубинный, отточенный веками смысл. Фестиваль «Рожденные в сердце России» выполняет самую главную задачу – сохраняет и развивает подлинно народное искусство в живых, народных формах, приобщает к нему каждый год новых поклонников и исполнителей.

На фестивале мы видим концертные программы, которые представляет каждый район Самарской области. Но многие районы являются площадками для проведения областных жанровых фестивалей – театрального фестиваля «Золотой ключик» и фестиваля «Гармонь моя, говорушечка» имени И. Драгунова в Красноармейском районе, «Поет село родное» в Волжском районе, фестиваля хореографического творчества «Звезды будущего» в Богатовском районе…

На кафедре народного хорового искусства СГИК работает театр народной песни «Добро» под руководством Натальи Бикметовой, заведующей кафедрой, кандидата искусствоведения. Очень часто к ней обращаются за помощью коллеги – руководители народных коллективов из самарских районов, которые понимают необходимость в своей работе научных консультаций и практических методик. И это позволяет говорить о том, что народная песня в самодеятельных коллективах выходит на новый уровень, а забота о культурном прошлом становится всеобщей и успешно решаемой задачей.

Виктория Трифонова  

Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики Самарского университета, член Союза журналистов России.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 17 (105) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий