Мнения: ,

Самарская Аспазия

12 декабря 2016

17-2_darstv-nadpis-m-l-rostropovicha-m-v-mzhelskoj-26-fevralya-1999

«Самарской Аспазией»* в одном из своих посвящений назвал нашу героиню – кандидата искусствоведения, доцента Самарского государственного социально-педагогического университета МАРИАННУ МЖЕЛЬСКУЮ – композитор Сергей Слонимский. Очень тонкое замечание, ведь она, словно магнит, притягивает к себе интересных людей, становясь инициатором и исполнителем множества культурно-просветительских проектов.

В круге интересов Марианны всегда лежит региональная музыкальная культура. На основе архивных материалов она на третьем курсе Ленинградской консерватории пишет курсовую работу «Самарские епархиальные ведомости как источник по музыкальной жизни Самары»; затем – дипломную работу по истории музыкальной жизни дореволюционной Самары. В Москве встречается с балериной Большого театра Ольгой Лепешинской, поделившейся воспоминаниями о работе в период эвакуации, и эта встреча находит свое логическое продолжение в очерках «Большой театр в Куйбышеве» и «Куйбышевский театр оперы и балета в годы Великой Отечественной войны».

В годы учебы в аспирантуре Ленинградской консерватории ею был исследован газетный фонд Российской национальной библиотеки на Фонтанке, где оказался полный комплект газеты «Волжское слово», фонды театральных библиотек в Москве и Петербурге. В отделе редких книг РНБ она обнаруживает в фонде Н. Ф. Финдейзена негатив портрета Е. Карклиньша – первого директора музыкальных классов Императорского русского музыкального общества (будущего Самарского музыкального училища). Это стало отправной точкой, позволившей ей реконструировать работу учебного заведения до 1917 года по всем отделам и составить исчерпывающую картину музыкально-исполнительской деятельности самарских музыкантов.

Следующее увлечение – театр оперы и балета. В 1985 году Марианна познакомилась с приехавшей из Ленинграда молодой солисткой театра, обладательницей теплого выразительного сопрано Надеждой Ильвес, и написала о ней очерк. С той поры их связывают дружба и сотрудничество – более 15 лет наша героиня преподает как совместитель на кафедре вокального искусства СГИК, руководимой Н. Ильвес.

В 80–90-е годы сферой исследовательских интересов Марианны Владиленовны становится исполнительское искусство солистов самарской оперы Анатолия Пономаренко, Виктора Черноморцева, Ларисы Тедтоевой, Валерия Бондарева, Татьяны Жуковой, Александра Сибирцева, Андрея Антонова. Очень много дало общение с дирижером В. Беляковым – о нем написан очерк в книге «История в портретах» (к 75-летию театра оперы и балета). Были и две серии авторских передач на «Радио-7», посвященных оперному искусству, и целый корпус газетных рецензий.

Общение с профессором технического университета Юрием Фастовым, поделившимся своими материалами по театральной Самаре и составившим летопись оперных гастролеров, приезжавших в Самару, позволило по датам концертов найти рецензии на эти спектакли, сделать фотокопии, расшифровать псевдонимы критиков, писавших об опере. Так были открыты имена Н. И. Линева, С. Г. Петрова как оперных рецензентов.

Все это дало ей возможность в кандидатской диссертации использовать свыше 600 новых документов.

Круг общения Марианны за это время значительно расширяется, интересы распространяются на популяризацию творчества самарских композиторов Л. Вохмянина, П. Плаксина, А. Виноградовой, А. Большакова, на изучение персоналий известных самарских педагогов-музыкантов Г. Крылова, И. Касьяновой, Н. Канделаки, В. Михайлова, Н. Файн, А. Кац.

В 1997 году ректор СГПУ А. Семашкин приглашает петербургского композитора Сергея Слонимского занять должность профессора кафедры теории и истории музыки. Длительное и плодотворное общение с выдающимся композитором, читавшим уникальные циклы лекций по истории фортепианной, хоровой и вокальной музыки, приводит к осуществлению нового проекта – созданию и презентации «Самарского альбома Сергея Слонимского» (2003).

26 мая 1998 года – эту дату Марианна не забудет никогда. Наутро после концерта всемирно известного дирижера и виолончелиста Мстислава Ростроповича она взяла у него интервью для «Самарского обозрения», дав ему название «Музыкант с чистой совестью», а потом организовала грандиозный праздник посвящения его в звание почетного доктора Самарского государственного педагогического университета.

Оркестр народных инструментов – еще одно увлечение Марианны. Не без ее усилий оркестром «Виртуозы Самары», руководимым Георгием Клементьевым, был завоеван Гран-при на Всероссийском конкурсе «Многоликая Россия» (2010). Вместе с профессором Евгением Лакиревым, создателем этого молодежного коллектива при Волжском русском народном хоре имени П. М. Милославова, Мжельская работала над формированием его творческого имиджа, осуществляя художественное руководство, выполняя административные и творческие обязанности в течение 2007–2010 годов. В этот период был проведен фестиваль «Андреевский оркестр и его друзья» и четыре серии просветительских абонементов оркестра «Виртуозы Самары» для младших школьников и подростков…

И в течение всего этого времени М. Мжельская преподает в педагогическом университете. И каждому из своих учеников она передает свой профессиональный опыт, свою преданность и любовь к музыке, каждого «ставит на крыло».


* — Аспазия – возлюбленная греческого политика и полководца Перикла, молодая, красивая и образованная женщина, в доме которой, как в храме искусства, собирались выдающиеся философы, художники и поэты в период расцвета Эллады.


Ия НЕМИРОВСКАЯ 

Музыковед, доктор искусствоведения, доктор филологических наук, профессор ПГСГУ.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 20 (108) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий