Мнения: ,

Рожденная для сцены и любви

19 ноября 2018

В семье директора Самарского музыкального училища Дмитрия Георгиевича Шаталова росли две дочери. Старшую — Наташу любители музыки запомнили в 1962 году, когда на I Конкурсе молодых пианистов, носящем ныне имя Д. Б. Кабалевского, она была признана победительницей. Выйдя на большую сцену в пионерском галстуке, Наташа сохранила желание дарить слушателям энергию своего таланта на долгие годы.

Концертмейстер и солистка филармонии

Сценическое музыкальное дарование Наташи Шаталовой-Файн, шлифовавшееся под руководством талантливых педагогов (А. А. Шац в ЦДМШ, Л. А. Муравьёвой в музучилище, В. Б. Носиной в Академии Гнесиных), раскрылось с первых самостоятельных шагов. После выпускного экзамена в Москве, где она играла ярко и смело, решением комиссии министерства культуры ее вместе с мужем направили в Куйбышевскую филармонию.

Шел 1974 год, художественным руководителем был Марк Блюмин. В творческих бригадах филармонии работали замечательные певцы и музыканты. Спустя год после выхода Наташи на сцену главный дирижер симфонического оркестра Геннадий Проваторов на одном из совещаний воскликнул: «Я должен поздравить филармонию с приобретением такого музыканта!» Как было не восхититься умением Наташи читать с листа сложные клавиры и чутко аккомпанировать в романсах певцам — Раисе Гладковой, Ольге Шевченко, Владимиру Вдовухину!

Как было не восхититься ее даром быстро учить обширный репертуар, упиваясь музыкой, подолгу репетировать с певцом, а потом на концерте «брать его на руки», дышать вместе с ним, создавая волнующий образ, оплетаемый богатейшими оттенками ее фортепианной партии! Ей посчастливилось под руководством режиссеров Михаила Лазарева, Всеволода Турчина участвовать в концертных версиях опер «Евгений Онегин», «Демон», «Риголетто», «Ивайло». В каждом спектакле Наташа играла сольный номер — как правило, эффектный и виртуозный. В каждом запоминалась на сцене как главный элемент наряду с солистами и чтецами.

Музыкальность и чуткое отношение к певческому голосу привлекли к Наталье Файн ведущих солистов оперы, которые стали приглашать ее в сольные программы. В 70–90-е публика радовалась ее сотрудничеству с Анатолием Пономаренко, Татьяной Протопоповой, Валерием Бондаревым, Еленой Скобкиной — эти концерты были незабываемы. В последующие годы — выступления с Евгенией Теняковой, Татьяной Гайворонской. Творческие союзы сложились со скрипачами Александром Ивановым, Ириной Смоляковой, Николаем Загадкиным (педагогом по камерному классу в музучилище), обретшими в лице Файн прекрасного партнера-ансамблиста.

Выходя к оркестру, хрупкая пианистка с точеной фигуркой балетной танцовщицы преображалась: Файн-солистка проявляла недюжинную исполнительскую волю и темперамент. Ей довелось играть со всеми самарскими дирижерами (Геннадием Проваторовым, Валентином Нестеровым, Соломоном Фельдманом, Михаилом Щербаковым, Георгием Клементьевым, Борисом Бенкогеновым) и гастролером В. Черкасовым, и в каждом тандеме она запоминалась особой авторской фразировкой на рояле и умением выплеснуть поток чувств в кульминации. На сцене Самарской филармонии Файн сыграла Первый и Второй концерты Рахманинова, Третий — Бетховена, Первый — Прокофьева, концерты Шумана и Грига. Вместе с Григорием Файном исполнила редко звучавший в те годы Двойной концерт И. С. Баха.

В течение более 18 лет сцена филармонии была главной в ее жизни…

Концертирующий преподаватель

Потом появилась другая сцена — зал Самарского музыкального училища, в котором с трепетом играли ее ученики и она сама. Педагогический поворот возник не случайно: в училище Наталью пригласил в 1993 году директор Владимир Ириков, ученик ее отца. Первая запись в трудовой книжке 20-летней Наташи — детская музыкальная школа № 7. Великолепным педагогом был Дмитрий Георгиевич Шаталов, основатель баянной исполнительской школы. Преподавала академическое пение мама Лидия Алексеевна, отличавшаяся большим вниманием к ученикам.

Ставя перед собой неизменно высокую планку, она готовила учеников к конкурсам, ездила за рубеж, привозила дипломы лауреатов. Много сил отдавала подготовке классных концертов, ставших благодаря приглашению Марины Монастырской одним из брендов Мраморного зала художественного музея. Публики на концертах класса Натальи Файн было всегда много.

Наработанные годами умения требовалось вложить в головы и руки очень разных учеников — пригодилось величайшее терпение, качество, доставшееся от родителей. Своим ученикам Наталья Дмитриевна сумела привить любовь к сцене, о которой всякий раз говорила: «Концерт — это счастье, это то, ради чего мы живем».

Сегодня она с теплотой и гордостью называет учеников, окончивших вузы и сохранивших воспитанное ею желание концертировать. Это Дмитрий Файн, аспирант Московского музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, джазовый музыкант (в чем безусловное влияние Григория Файна, привлекающего к джазу всю семью); выпускница Санкт-Петербургской консерватории Ольга Рязанцева, работающая в Германии; кандидат педагогических наук Татьяна Свитова, заведующая кафедрой фортепиано СГИК; преподаватели ДМШ № 9 и ДМШ № 1 Елена Шулепова и Дарья Тарасенко… Дважды — в 1994 и 1995 годах — она получала звание лучшего педагога года в Самаре.

В училище Наталья Дмитриевна была востребована и как концертмейстер. Именно с ней одержали победы на крупных международных конкурсах баянист Дмитрий Власенко и скрипачка Александра Белякова. В 1999-м Наталья Файн была признана лучшим концертмейстером Самары.

Обучая концертмейстерскому искусству своих студентов, она решилась запеть на сцене. Серебристое лирическое сопрано Натальи Дмитриевны особенно покоряло в русской камерной музыке. Ее голос летал в акустике Мраморного зала, возвращая к эпохе модерна, когда многие представительницы прекрасной половины человечества пели и музицировали.

На сцене с молодыми певцами

В 2008 году по приглашению заведующей кафедрой вокального искусства, профессора Надежды Ильвес она начала вести в СГИК классы камерного пения и вокального ансамбля. Процесс творческого общения с молодыми певцами вернул к ощущениям филармонического периода. Снова нескончаемые репетиции, подготовка концертов, выезды. Через год Наталья Дмитриевна стала штатным преподавателем вуза и вскоре получила звание доцента.

Принципы существования в вузе — творческая самоотдача и профессионализм — определяют ее жизнь сегодня. За последние десять лет Наталья Дмитриевна приобщила к культуре камерного и ансамблевого пения десятки молодых исполнителей, многие стали лауреатами международных конкурсов. В московских камерных залах блистает талант Екатерины Петровой, солистки «Новой оперы»; при возможности Катя приглашает своего педагога, чтобы спеть вместе.

Чтобы понять глубину ее педагогического влияния, достаточно назвать имена самарских звезд Яны Дьяковой и Надежды Сорокиной, обладающих даром индивидуального прочтения музыкального текста. Выходят на самостоятельную исполнительскую дорогу Динара Ямалетдинова и Рустам Агров — у них большое будущее. В Самарской филармонии выразительно поют камерную музыку Регина Андрианова, Ирина Кортикова, Екатерина Михеева, Екатерина Татаринцева. В Волжском хоре солирует Денис Хомицкий. В Сызранском музыкальном колледже преподает Надежда Егольникова, развивающая традиции своих педагогов.

Воспитанников класса Файн отличает умение выстроить исполнительский замысел во фразировке, передать подтекст музыкальных образов, найти разнообразные оттенки интонирования. От своего педагога они унаследовали «живое», то есть рождаемое сию минуту, исполнение. Наталья Дмитриевна мыслит себя в единстве с педагогами по специальности, отчего студенты развиваются творчески последовательно.
Каждый год Наталья Дмитриевна завершает классным концертом, в котором поют все ее ученики. Вечера романсов Глинки, Чайковского, мюзикла, оперетты становятся подлинным праздником для публики. «На Файн» ходят давние поклонники.

На своих учеников Наталья Дмитриевна оказывает влияние не только как музыкант. В галерее самарских модниц она давно занимает нишу ар-деко. Интригующая смена имиджа — отличительная черта ее натуры. Она смотрит в новый день сквозь образ, которого требует ее богатая эмоциями душа. Ее творческие наряды, сочетающие элементы экстравагантности и академическую традицию, тонкий подбор украшений и аксессуаров, безусловно, прибавляют «баллы» в рейтинге популярности у студентов и коллег. У нее учатся чувству цвета, стиля, слушают ее советы…

И всё это одухотворено безграничной любовью. Она предана семье, мужу, детям и внукам. Когда Наталья Файн на сцене, в зале — флюиды молодости, красоты, таланта и любви. Пусть так будет как можно дольше.

Марианна МЖЕЛЬСКАЯ
Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГСПУ.

Фото из семейного архива Файнов

pNa

Оставьте комментарий