Давайте обсудим покраску заборов. Тем более, что и забор, и покраска не обычные.
А интересны они тем, что это проект, в котором сфокусировано сразу несколько важных решений нашей жизни, как артистической, так и прозаической, городской.
«Общее решение» — проект Андрея Сяйлева и Алексея Тилли, под эгидой компании Т+, владеющей забором. Художник и поэт предложили самарцам выбрать цвет для покраски забора из очень лиричного набора. Голосование отображено на сайте и можно увидеть, какие цвета больше всего нравятся не просто самарцам, но и жителям того или иного городского района. Вообще штука новаторская для Самары — это не арток для урбанисток, а вполне современный проект, где поэзия, искусство и технологии сливаются в художественном экстазе на экранах устройств.
Как ни странно, такая простая и радующая глаз инициатива вызвала критику. Прежде всего, обвинения в несерьезности посыла. Логика вполне традиционная — вокруг городские власти ворочают миллиардами на благоустройство, дома сносят непринужденно, не таясь, а вы, ребята, забор покрасьте, пусть будет самый красивый… Ха-ха-ха, вами прикрываются, используют как ширму и тд.
Да, между «теорией малых дел» и практикой городских властей, на самом деле, очень сложно балансировать — в Самаре, везде. Сейчас вообще в поле гражданского общества работать — не самое благодарное занятие, но тут как раз ситуация, когда и забор важен, и сам факт арт-покраски. Хотя бы потому, что это попытка соединить разорванную линию набы.
Символическое значение этого соединения понимают все. Уже после объявления проекта «Общее решение», губернатор Азаров распорядился связать обе набережные. Предполагается, что это будут длинные мостки — то есть задача решается та же — как грамотно обойти ГРЭС.
И важнейшее мнение в дискуссии вокруг проекта выразил профессор Самогоров — автор книги о ГРЭС, выходившей в издательстве Tatlin — он предложил убрать заборы и сделать из старой станции общественное пространство. Да, в центре мегаполиса работающий промобъект такого возраста и профиля — это очень странно, для 2021 года, но у нас и не такие казусы происходят.
Ясно и то, что будет, в итоге, по-самогоровски. И вот эта история с покраской забора — попытка протянуть тонкие цветные нити, чтобы соединить разорванную ткань. Хотя, и не рвал ее никто — просто логика развития города (курорта!) требует непрерывности наб. Но дело не только в этом.
Опыт Тома Сойера подсказывает — покраска забора — дело серьезное. Прошлый раз, когда самарские инициативные граждане, под эгидой героя Твена, начали красить заборы… Об этом скоро узнал и Президент России (поддержал!), и Минстрой страны (рекомендовал!), и тысячи граждан по всей стране, а так же за рубежом (красят!). На днях стартовал уже седьмой «Том Сойер Фест». Так что красить заборы — наш местный спорт, в котором самарцы добиваются выдающихся успехов.
Чем же ценен для Самары этот конкретный участок забора ГРЭС? Кроме связующей роли и пути на дно? Давайте сделаем два шага назад, окинем картину широким взором. Художник и музыкант Михаил Матюшин — забытый русский гений, автор легендарной оперы «Победа над солнцем», да, той самой, с Малевичем и квадратом… Так вот, он занимался тем, что разрабатывал системы окраски зданий и городов.
Матюшин в ГИНХУКе проводил исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, чтоб глаз человека радовался, глядя на город. Составлялись всеобъемлющие таблицы, но… по мере того, как в СССР прикручивали авангард, работа Матюшина находили все меньше поддержки. Сейчас на матюшинские таблицы можно полюбоваться в городском музее Амстердама. У нас его исследования практически забыты. Но вот появился повод вернуться к идеям русских авангардистов на новом витке развития искусства и проект «Общее решение» — очевидная перекличка с экспериментами Матюшина и его группы «Зорвед».
Да и без всяких экскурсов в историю русского авангарда очевидно, что красить заборы все-таки лучше, чем бить окна. Битье окон, конечно, тоже идет в сети интернет, на реальный вандализм хватает немногих, но тут есть выбор. Выбор цвета для забора.
Проголосуйте! За свою тонкую яркую линию, на которую сможете любоваться, следя за ней взглядом, идя на дно. Чтоб не сбиться на пути к локальной идентичности.