Чуден наш человек. Загадочен и непостижим самарец. Вобрал в себя все, как у Блока, и даже больше. Он сызмальства патриот до мозга костей. И за свою Самару готов оторвать что угодно и кому угодно. Особую страсть самарца чего-нибудь сломать, загубить или снести все пишущие о нас заметили давно, как только научились писать. И поначалу, не понимая корни этого патриотического явления, не приветствовали его, а случалось, и осуждали.
Но, ежели задуматься, да глубоко, по Фрейду, тут ведь самый что ни на есть патриотизм выпирает. Не дать чужакам что-то сломать или снести. Это вроде как плевок был бы в самарскую душу.
Ужас даже представить: приезжают, скажем, пензяки или, еще хуже, саратовцы и сносят баню Лебедева или особняк Наймушина. Враз бы мы их замочили. Они, поди, это нутром чуют и потому даже не рыпаются.
А если бы уфимские сбили барельеф Фрунзе и горельеф Гашека – зарыли бы мы их на месте, прямо под тем же горельефом. И в асфальт закатали.
С полгода назад подлый слушок пошел: мол, ярославские содрали шашку на памятнике Щорсу, а потом пытались у Буратино ключ, а у бурлаков баржу оттяпать. Проверили! Слава Богу! Все нормально. Наши это.
Святая святых в Самаре – Чапаев на коне. Это как Джоконда в Париже или Колизей в Риме. Святее только Паниковский, но он далеко, без лестницы не долезешь. За право первой любви к Василию Иванычу самарцы готовы драться на любой дуэли. Хоть со всем миром. И мир это понимает. Ворчит, но понимает. Конечно, приезжие иногда, по скудоумию, могут подначить: чего это у Чапая шашка погнута, штыки пообломаны? А правда, что и пулемет как-то стащили?
Правда! Но вы не дождетесь. Ни левого копыта у коня не дадим вам отпилить, ни правого уса у Чапая. Наше это достояние. И никогда не сбыться гнусным чужим помыслам. А то, вишь, как только у стелы павшим чехам поотбивали углы, стали все гадать: кто это сделал? Кто это? А нам и гадать не надо. Мы и так знаем, кто сделал. У нас в Самаре как в десантуре: «Никто кроме нас!»
Александр Завальный
Краевед, заслуженный работник культуры России, главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки.
Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 3 (91) за 2016 год
Выходит типичный самарец это патриот-вандал, то есть хам?
Да да. С такой вот «интеллигенцией», ехидно презирающей большинство, нам и врагов не нужно. Тут главное что? То, что не нужно их- большинство, тянуть наверх, учить, просвящать.
Куда приятнее поплевывать на них сверху. Как мечтали падсак и чатланин в известном фильме Кин-дза-дза.
А самое интересное что печется стеле «павшим» чехам, множество самарцев и вообще русских людей в угоду интервентам положивших. Вот и ответ — с кем вы мастера культуры?!