В галерее “Новое пространство” наградили победителей VI открытого городского фотоконкурса “Самарский взгляд“ и открыли большую выставку.
Фотография с выставки «Самарский взгляд».
По словам Юрия Хаимовича Стрельца — председателя Фотообъединения при СЖ, этот конкурс разительно отличается от пяти предыдущих, прежде всего, качеством работ. И в самом деле, с профессиональной и технической точки зрения, средний уровень представленных фотографий подрос заметно. Но, прогуливаясь по “Новому пространству”, очень трудно понять, что же в этом взгляде самарского?
Какая Самара?
Конкурс же открытый. Представлены работы фотографов из Москвы,Питера, Тюмени, Воронежа. И на самих фотографиях урбанистическое разнообразие. Вот Рим, Париж, Москва, Киев, Донецк, Донецк, Донецк, просто красивый город у моря или море без города. Зачем вам Самара? Наверное, и в самом деле, ни-за-чем. И яркий образ города, именно нашего города, на выставке был только один — крохотный и покосившийся деревянный домик на фоне 34-этажной громады. Ну и, пожалуй, репродукция известного стрит-арта на кирпичах Андрея Сяйлева, демонстративно сопоставленная в экспозиции со стрит-артом из центра Рима. Но это уже другое… Даже на фотографиях, победивших в номинации “Город” и сделанных молодыми самарскими фотографами, изображена не Самара, да и вообще не Россия. Есть, конечно, великолепная серия с отражениями слонов и руинированным модерном в дымке, но это тоже не город. Это дача закрытая и заброшенная. Священная руина. А где люди живут? Непонятно из этой выставки совсем. Зато понятно где не живут
В Украине
Это не провокационная неполиткорректность, а физиологизм. Заходя на выставку, ты первым делом видишь две стены, густо покрытые кровью, взрывами и смертью. Взгляд на Донецк и Луганск глазами покойного фотокора Стенина — вот главное на этой выставке, и по замыслу организаторов, среди которых российские информагентства, и по отзывам СМИ. Полное ощущение, что ты попадаешь внутрь какого-то гигантского развороченного снарядами организма. В Украину. Мощные фото, шокирующие сюжеты, иконы, русская весна, смерть с камерой в руках. Публика воспринимает это вторжение, как должное. Не знаю, как тут обойти тему пропаганды. Но это всё — примерно четверть от объема выставки — Майдан, Донецк, трупы, пленные, как-то связано с конкурсом “Самарский взгляд”. Почему нельзя было привезти того же Стенина отдельно? Или очень кому-то нужно, чтобы мы почувствовали себя в Украине, а не в Самаре. Ужасались и привыкали.
Левиафантик
Рядом с ярким и очень эмоциональным образом Украины жизнь нашей страны выглядит довольно бледно и странно. Очень странно. Из людей здесь только маргиналы, убогие и цыгане. Попадаются индийские католики. Очень живописные, но… В разделе “Люди и повседневная жизнь” фотографии, явно постановочные с обнаженными людьми в коробках и портретами вождей. Репортажа нет вообще. На всей выставке ни одного Николая Ивановича! Из мэров — только Кличко. Из власти (российской) — милиционер на фотографии “Задержание”. Полицейский, конечно. Зато есть несколько сюжетов жертвенно-сострадательных — те же нищие веселые цыгане, какие-то развалюхи, старухи в госпитале ветеранов. Улыбаются старательно и все разом только на фотографиях номинации “коммерческая фотография”. Хотя бы тут есть семьи, свадьбы, красивые и хорошо одетые девушки.Правда, стало их намного меньше. Больше стало безлюдных пейзажей. Таких в которых есть только след человека, не всегда прекрасный или безобразный, но всегда чуждый природе. Никакого радостного труда по преобразованию природы в 2014 году “Самарский взгляд” не заметил. Нет даже битвы за урожай!
Странный мир этой выставки, по своему отражает процессы происходящие в обществе и в городе. Размытие до неразличимости топонима, который позиционируют как “сердце России”, при этом искусственно вставленная в контекст кровавая и страшная картинка, при соединении в едином выставочном пространстве, создают тревожное чувство современности. И получается, что несмотря ни на что, выставка и конкурс удались,именно в плане своего соответствия “художественной правде” образца 2014 года. Фотографы уловили-таки тонкие вибрации на свои кропнутые матрицы.
Илья Сульдин
Справка:
В этом году в конкурсе «Самарский взгляд» приняли участие129 человек.
География участников – Самара и Самарская область, Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюмень, Воронеж, Калуга и Новосибирск.
В итоговую выставку вошло 199 работ 59 авторов.
Выставка проходит в галерее «Новое пространство» и продлится до 21 февраля.
Ограничение по возрасту: 16+
Вход свободный.