Рассказывать о становлении Самары как столицы губернии можно по-разному – уж очень богатая у нее история. Сегодня в поисках идентичности мы вспоминаем губернатора Грота и космонавта Губарева, «горчишников» и «фураг», князя Засекина и революционера Ульянова. Последнего, кстати, можно вспомнить и добрым словом – за то, что не в последнюю очередь благодаря подвижности и общительности Владимира Ильича сохранилась старая Самара: буквально, в виде домов с мемориальными досками.
В связи с этим интерес представляет выставка «ЗДЕСЬ ЛЮД СЛУЖИВЫЙ И ПРОСТОЙ» в Доме-музее В. И. Ленина, которая показывает Самару 1889–1893 годов.
Собственно, район Музея Алабина хорошо известен горожанам – «законсервированный» в XIX столетии, он всегда выгодно отличался присмотренностью. В советское время это была заповедная зона «колыбели марксизма», в постсоветский период – уголок старой Самары, почти полностью деидеологизированный. На фоне современных построек его аутентичность выглядит немного игрушечной. Построенный в конце XX века Ленинский мемориал ленинский декор сохранил лишь в интерьерах. А окунуться в атмосферу дружной семьи революционеров можно только в доме купца Рытикова.
Концепцию экспозиции подсказала старинная игра «гусек» – это такая «ходилка», возникшая в незапамятные времена в Европе, в России была необычайно популярна среди всех слоев общества. Нарисованная спираль с этапами и препятствиями, фишки и цель – дойти до конца пути. В одном из залов музея именно так, по спирали, расположены витрины с экспонатами: «подушка» бурлака, по легенде принадлежавшая самому Ф. И. Шаляпину, веер светской дамы, гимназическая форма для девочек, пожелтевшие страницы «Самарской газеты» с романом в переводе А. И. Ульяновой-Елизаровой, школьные тетради и дневники, открытки с актерами – все, что может не проиллюстрировать, а передать особенности той эпохи.
Каждая из витрин рассказывает о той или иной черточке самарской жизни второй половины XIX века, создавая образы аптекаря и городового, приказчика магазина колониальных товаров и чиновника управления государственными имуществами.
Выдающиеся самарцы того времени заслужили особого упоминания: Владимир Иванович Анненков, сын декабриста, председатель Самарского окружного суда, Иван Петрович Новиков, успешный театральный антрепренер и создатель «Самарской газеты», «бич обывательской совести» Иегудиил Хламида, больше известный как Алексей Максимович Горький, представивший самарцам «Песню о Соколе», Петр Владимирович Алабин, городской голова Самары, – все они так или иначе созидали наш город. На главном стенде зала проложен игровой маршрут, где участники могут проверить свои знания и, правильно ответив на вопросы, выиграть в гусек. Одним словом, воссозданная на выставке социальная полифония городской жизни рубежа веков позволяет посетителям узнать о старой Самаре все!
Традиционно в Дом-музей В. И. Ленина приходят дети, студенты, профессиональные историки. На выставку «Здесь люд служивый и простой», помимо интересующихся историей родного города самарцев, приглашают туристов из ближнего и дальнего зарубежья. В том числе и из далекого Китая.
Для Армии Красной не страшен поход.
Что тысячи рек и на скалах лед?
Пять круч ей – как волн невысоких взлет.
Умынские горы она пройдет,
Цзиньша с пути волной не собьет,
Мост Даду стужей стальной не прожжет.
Хребет Миньшань в снегах позади –
На наших лицах радость цветет *.
Китайские туристы ожидаются в рамках реализации федерального проекта «Красный маршрут» – культурно-познавательного восьмидневного гранд-тура по городам, связанным с именем В. И. Ленина и историей коммунизма.
Для китайцев «Красный маршрут» – политическое паломничество. Для нас – часть нашего прошлого, которое благодаря китайским товарищам может стать рентабельным.
Выставка продлится до 30 октября.
P.S. Китайские турфирмы предлагают «встречный» маршрут: по памятным местам Мао Цзэдуна.
* Мао Цзэ-Дун. Великий поход // Восемнадцать стихотворений. – М.: Правда, 1957.
«Собственно, район Музея Алабина хорошо известен горожанам – «законсервированный» в XIX столетии, он всегда выгодно отличался присмотренностью.»
Бред какой-то написан… Но китайским туристам — пойдет. Под Ленинский мемориал полностью снесли два квартала старой Самары в конце 80-х. В 90-х дом-музей Ленина со всех сторон облепили новостройки-высотки.
Деревянные домики на противоположной стороне Ленинской — это НОВОСТРОЙ. Никакого отношения к реальной исторической среде не имеющий.