События: ,

Фестиваль уличных искусств подарил горожанам другую реальность

3 октября 2016

p10h7db9lam

Во-первых, почему «дождь»? Его любят немногие. Во-вторых, ну ладно дождь, но почему «пластилиновый»? В-третьих, почему «уличный театр»? У них что, дома нет? (Дома у театра «Пластилиновый дождь» действительно нет, но это другой разговор.)

В Струковском саду в последние выходные лета вновь было странно и весело. Здесь в шестой раз прошел международный фестиваль уличного искусства «ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ДОЖДЬ». Аллеи вновь заполонили ряженые, на газонах разместились чудаковатого вида куклы, бронзовые скульптуры разгуливали среди посетителей. Пока на детской сцене скручивали шарики и разрисовывали лица, на малой сцене танцевали, а на музыкальной – исполняли новинки и хиты, на главной площади парка выступали артисты из разных городов России и мира.

Все приглашенные театры были здесь впервые. Единственный приглашенный артист, который принимает участие в фестивале повторно, – австралийский клоун Ден ле Манн, которого самарцы могли видеть в 2012 году.

Фестивальные артисты нечестолюбивы. Зрители зачастую не знают фамилий и имен артистов, которые перед ними выступают, им сообщают только названия театров. И этого достаточно для того, чтобы влюбиться в них навсегда.

Самба. По-настоящему

Студия бразильских барабанов из Москвы не просто приехала на фестиваль «Пластилиновый дождь», а провела здесь учебный семинар, создала на нем «сборную Москвы и Самары» и после трех дней репетиций выступила.

Когда бессменный руководитель и вдохновитель Samba Real Алексей Морозов «устал», он выбрал среди зрителей юную помощницу, которая управляла оркестром вместо него после мастер-класса, длившегося несколько секунд. По мановению ее маленькой руки музыканты играли громче или тише. А сам Алексей Морозов управлял не только оркестром студии, но и огромным зрительским оркестром – повинуясь его указаниям, публика отбивала ладонями ритм горячей бразильской мелодии.

За национальный колорит отвечали и две танцовщицы в ярких нарядах. Зрители прониклись уважением к щедрости бразильцев, подаривших миру квинтэссенцию красоты: женщины, одетые только в блестки и перья, трясут всеми выступающими частями тела.

После выступления доступ к инструментам отдали детям – долго объяснять вечным производителям шума, как обращаться с ударными инструментами, не пришлось. И радостная какофония громких звуков наполнила центральную площадку Струковского сада.

wrsvdjnqnf4

zhl9r1qoi-k

ht_tt_v0ecq

6_swr-rnfnq

Поиграем в «Декаданс»

Странствующие куклы прибыли вереницей от музыкальной сцены. Кажется, что они не прекращают свое шествие уже 23 года. Столько существует театр «Странствующие куклы господина Пэжо». Приостанавливаются, чтобы дать представление для праздных зевак, и плетутся себе дальше. А может быть, они бредут и дольше, чем 23 года, судя по элементам античного театра в оформлении – маски, котурны и т. д.

Это один из самых известных уличных театров в России, объехавший весь мир, представлявший страну на международном Венецианском карнавале. На «Пластилиновый дождь» эти странные белые создания привезли спектакль «Декаданс». Бесцветные существа так же неопределенны, как и их расцветка: суровые фонарщики, коварные паяцы, трогательно-беззащитная Белая дама, суетливый Арлекин и целеустремленный Пилигрим. Или это Дон Кихот верхом на Росинанте? Их сущности и одежды будто выцвели с течением времени. Или это причудливый свет луны скрадывает все яркие краски, покрывая все предметы молочным оттенком? Стирая границы между сном и явью, существа вовлекают зрителей в игру настоящих зеркал и бутафорских фонарей.

Немного Чили в прохладный вечер

Сложно сказать, что зрители оценили больше: мастерство Mr. Copini из Чили или его обаяние. Он вытворял виртуозные трюки на высоченном моноцикле, держал его на весу без помощи рук, жонглировал десятком мячиков и горящими факелами, но покорил публику чувством юмора. Подшучивая над своим знанием английского, перемешивая в своей речи слова нескольких языков, он, как дирижер, управлял хором зрительских восторженных вздохов, ахов и аплодисментов.

Создавая парадоксальное противоречие между эффектным трюком и дилетантской подготовкой к нему, он пускал эмоции зрителей в путешествие по американским горкам. Вот вы смеетесь на вершине его остроумия, вот у вас захватывает дух и сердце обрывается от страха за артиста, и вот вы вновь воспарили к вершинам восхищения его искусством.

 

Не надо хлопать!

Архангельский областной молодежный театр, который является организатором самого старого в России фестиваля уличных театров, привез в Самару спектакль «Двери». Три двери, три артиста, три персонажа. Бесконечно перемещаясь между дверьми, трезвоня и хлопая, актеры плели паутину своего сценического высказывания. Лирическая клоунада на тему бытовых ситуаций: возвращение с фронта, драка, свадьба, драка на свадьбе и т. д. – не стала фаворитом публики. Может быть, формат представления подразумевает более вдумчивое и медитативное восприятие, и зрителям с надувными шариками в руках и разрисованными лицами было недосуг разгадывать метафорические образы, которыми изобиловал спектакль.

Фестиваль имени театра

На правах хозяев фестиваля театр «Пластилиновый дождь» «захватил» место в программе для сразу двух спектаклей. Чудаковатые и очаровательные «Чикез ля Фрикез» вытворяли леденящие душу трюки на ходулях, параллельно устраивая свою личную жизнь при помощи зрителей.

Кроме того, артисты показали свой самый первый спектакль – «Необыкновенные видения в голове Дона К». Это зрелище трогательное и ностальгическое. Интересно видеть в нем приемы, которые потом нашли продолжение в других спектаклях, например, бушующие синие волны, в которых беспомощно болтается Санчо Панса, потом будут досаждать и героям «Дураков и дорог». Ткань-вода эффектно убирается в огромную голову Дона К, словно он выпивает это море. Борьба с черной колдуньей или огромным драконом – эффектная прелюдия перед главным и бесконечным сражением с мельницей. Он соскальзывает, ломает копье, но пытается взять ее приступом снова и снова. За это мельники не любят донкихотов. И тут на глазах проступают слезы. Клоуны, заставившие зрителей плакать, удовлетворенно раскланиваются и уходят.

rz7nhbb8lju

6vs1ia7raq8

bcvfwwuhx7i

fea9hvdihek

t3y6gkj_umm

vbbxmdg3c24

svbziqozzwa

_nupeuzflts

Пластилин вместо пластмассы

Возвращаться в реальный мир нелегко. Это как будто другая жизнь. Они будто из другого мира, где нет ни политических дрязг, ни материальных проблем, ни допинговых скандалов. Если вы положите что-нибудь в шляпу уличного артиста – хорошо, но они не требуют ваших денег (что большая редкость в нашем пластмассовом мире дорогих гаджетов и дешевых обещаний).

Кто более настоящий – зрители или клоуны? За пределами сцены артисты такие же, как перед публикой. «Странствующие куклы господина Пэжо», сняв маски, не сильно изменились – их лица были полны экзистенциальной тоски, а глаза полуприкрыты от усталости. Отдавая свои инструменты на откуп маленьким зрителям, музыканты Samba Real сияли ярче и тех, и других. Харизматичный чилиец Mr. Copini не утратил своего обаяния и за кулисами. И что же реальнее – наш пластмассовый мир или эти «пластилиновые» клоуны?

Маргарита ПРАСКОВЬИНА

Театральный критик, член Союза журналистов России.

Фотографии Натальи Орловой из группы события ВКонтакте

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,

№ 15-16 (103-104) за 2016 год (сентябрь)

pNa

Оставьте комментарий