«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» – эту песню Олега Митяева в конце встречи запел Александр Исаев. И многие собравшиеся в этот день у здания на углу улиц Молодогвардейской и Высоцкого с удовольствием его поддержали.
Здесь в День российской молодежи торжественно открылась мемориальная доска, посвященная Городскому молодежному клубу, ГМК-62. Этому уникальному молодежному объединению периода оттепели исполнилось 55 лет, и этому посвятили целый ряд событий, первым из которых и стало открытие мемориальной доски работы самарского скульптора Ивана Мельникова на стене здания, где на втором этаже и размещался ГМК.
Бардовская песня в финале была очень уместна. Немногие помнят, что предшественником Грушинки был Первый фестиваль бардовской песни, который в 1964 г. проходил в небольшом зальчике этого здания на Молодогвардейской. А концерт лауреатов после упорных возражений идеологических рулевых КПСС – на сцене филармонии. Немногим также известно, что впервые попавший в 1967 г. в Куйбышев Владимир Высоцкий прямо с вокзала был привезен сюда, на улицу, которую в 98-м благодаря усилиям ветеранов ГМК назовут именем поэта.
Идея создания молодежного клуба зародилась в умах двадцатилетних и бурно обсуждалась еще на воскресных скамеечных посиделках в Струкачах, а первым прибежищем ГМК стали две крохотные комнатки на третьем этаже здания ТЮЗа на Самарской улице. Помещение в полиграфическом техникуме на Молодогвардейской клубу выделили по команде горкома КПСС, руководство которого было страшно напугано статьей композитора Дмитрия Кабалевского, народного артиста СССР, депутата Верховного Совета СССР. Статья называлась «Инициатива и равнодушие» и описывала замечательные дела молодых энтузиастов и отношение к ним властей. Статья появилась в газете «Правда», а мнение главного органа ЦК КПСС обсуждению не подлежало, и о принятых по замечаниям газеты мерах полагалось немедленно докладывать редакции.
Но отношение ко всем проектам молодежного клуба со стороны партийных руководителей было очень настороженным, поскольку почти все, что делали активисты ГМК, находилось на зыбкой грани между вроде бы можно и категорически нельзя. Такое лавирование было очень опасным, и в 1968 г. клуб оказался близок к закрытию. Тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева категорически не принимала песни Владимира Высоцкого и соответственно относилась к ГМК-62, который куйбышевскими концертами 1967 г. во многом обеспечил рост популярности артиста. Именно она организовала кампанию по дискредитации ГМК. Амбразуру решился закрыть вернувшийся после работы в Москве на должность первого секретаря Куйбышевского обкома комсомола Николай Фролов.
Лозунг, под которым в 1962 году сплотились энтузиасты, организовавшие молодежное движение, звучал так: «Светить и никаких гвоздей!», и он был впечатан в членские билеты клуба.
***
С предложением достойно встретить 55-летие ГМК-62 вышел академик, президент Самарского университета и председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер. Он хорошо знает дела ГМК-62 и близко знаком с его ветеранами. Идея была активно поддержана администрацией городского округа Самара.
Игорь ВОЩИНИН
Ветеран ГМК-62, Член Союза журналистов России.