Новый джазовый год Самарская филармония начала концертом «крамеровского» абонемента с участием впервые приехавшей в Самару американской вокалистки Нади Вашингтон.
Фамилия Вашингтон в США – это почти Сидоров в России. Немало ее обладателей есть и среди ведущих музыкантов джаза. Но ни к саксофонисту Гроверу, ни к барабанщику Кэнни, ни к выдающейся певице Дайне 27-летняя Надя отношения не имеет, хотя и родилась в музыкальной семье. Фактов двухвековой давности связи корней с первым президентом США в ее родословной тоже не прослеживается, но успех, триумф и признание по традиции сопутствуют этой фамилии постоянно.
В 18 лет Надя получила одну из выделяемых пяти президентских стипендий для обучения в престижнейшем джазовом колледже Беркли в Бостоне. В 2010-м, еще будучи студенткой, записала свой первый звуковой альбом Journey. Затем у нее была работа в ансамбле известного барабанщика Ральфа Петерсона, а также сотрудничество с ведущими музыкантами, включая пианистов Джорджа Дюка и Кенни Баррона, контрабасистку и певицу Эсперансу Сполдинг, певицу Лалу Хэгуэй.
В 2006-м Надя была признана лучшей вокалисткой джазового фестиваля в Монтере, но наиболее значительным событием в ее творческой биографии стало присуждение в 2014-м премии «Грэмми» как бэк-вокалистке, а также как композитору-соавтору звукового альбома Дайан Ривз Beautiful Life.
Надя Вашингтон очень много гастролирует и в Россию приезжает во второй раз: в 2013-м она в группе американских музыкантов совершила урало-сибирский тур.
Исполнительская манера Нади находится на стыке джаза, госпел и стиля ритм-энд-блюз. В программе она представила подборку известных джазовых стандартов, многие из которых уже на первых тактах встречались аплодисментами зала. Звучал Гершвин, включая Lady Bee Good; вокальная версия эллингтоновской флаг-темы Take The A Train.
Всеми премудростями джазового вокала Надя владеет в совершенстве. Практически в каждой композиции она демонстрировала великолепные образцы «скэта», слоговой вокальной импровизации. И нужно признать, что этим приемом певица владеет блестяще.
Надя обладает удивительной способностью очень точно передавать настроение исполняемой композиции, мастерски используя богатейший арсенал технико-динамических приемов. При этом музыкальная образность в голосе вокалистки резко меняется даже на протяжении звучания одной композиции, а ее контрастные эмоциональные переходы с эффектными голосовыми скачками по регистрам невольно напомнили выдающуюся певицу старшего поколения Нину Симоне.
Нужно отметить, что талант Нади безоговорочно признают все ее соратники и коллеги. Так, близкая Вашингтон по стилевой манере отличная певица и контрабасистка Эсперанса Сполдинг назвала Надю удивительной артисткой с редким талантом, с корнями музыкальности в джазе, госпел и бразильской босса-нове. Опираясь на этот сплав, по мнению Сполдинг, Надя постоянно открывает для слушателей новое неизведанное музыкальное пространство. А Дайан Ривз, в сотрудничестве с которой Надя стала лауреатом премии «Грэмми», сказала, что была просто счастлива работать со столь яркой и непревзойденной певицей и композитором.
По ходу программы певица взяла в руки гитару и исполнила несколько истинно бразильских мелодий. Хочу подчеркнуть, что это не были образцы привычного для многих концертов и порой безликого поп-латино-американос из серии «умца-умца ча-ча-ча». Звучали красивые мелодии на гитаре и подкупающий непосредственностью вокал с изысканной гармонией и острыми ритмическими оборотами. Слушатели смогли насладиться неповторимым ароматом очаровательных звучаний. И этот музыкальный вкладыш в джазовый концерт оказался очень уместным и прекрасно дополнил портрет прекрасной артистки Нади Вашингтон.
За роялем, как всегда на абонементных концертах, сидел Даниил Крамер. Хотелось бы отдельно отметить отлично сформированную программу в исполнении инструментального трио. О Крамере-пианисте я уже писал неоднократно, а программа трио вдогонку недавнему светлому празднику Рождества началась с Jingle Bells, точнее, с ее блестяще сделанной оджазированной версии. Далее последовала прекрасная подборка из разнохарактерных композиций, которая завершилась волшебной музыкой Шопена в очень тактичном свинговом обрамлении контрабаса Владимира Кольцова-Крутова и ударных инструментов Игната Кравцова.
Эти музыканты – новый состав ритм-группы Крамера. Оба музыканта высокого класса, продемонстрировать который они смогли в индивидуальных сольных эпизодах в исполняемых композициях. Музыканты уже немало работали и с российскими, и с зарубежными коллегами, в том числе и на гастролях. Но первый для них в составе трио Даниила Крамера тур оказался весьма напряженным: сразу после концерта в Самаре музыканты двинулись на восток, где им предстоит еще много выступлений: тур завершится концертами в Магадане и на Сахалине.
Игорь Вощинин
Фото Дениса Егорова
Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 2 (90) за 2016 год